Спор о древнем Бресте разрешит прокуратура

Историк Антон Астапович обвинил архитектора Лавровскую в клевете за то, что та обвинила его в плагиате…

Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (БДООПИК) историк Антон Астапович 13 января направил в прокуратуру Бреста заявление, в котором просит привлечь местного исследователя, историка и архитектора Ирину Лавровскую к ответственности за клевету (ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса).

Антон Астапович
Антон Астапович

Заявитель сообщил БелаПАН, что причиной для обращения в прокуратуру стали недавние высказывания Лавровской в СМИ. В них она заявила, что Астапович без ее разрешения передал музейному комплексу «Брестская крепость» подготовленные БДООПИК материалы с «исследованием планировочной структуры и архитектуры древнего Бреста», в которых, по словам архитектора, содержатся ее наработки.

Ирина Лавровская
Ирина Лавровская

По слова Лавровской, визуализация реконструкции исторической застройки проводилась под ее руководством и при ее непосредственном участии. Архитектор заявила, что ранее эти материалы «от имени Астаповича» были выдвинуты на соискание Европейской премии культурного наследия «Европа Ностра» (European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards).

«Высказывания с ее стороны звучат как клевета, — сказал Астапович. — Работы 2010 и 2011 годов и проект, который готовился для конкурса «Европа Ностра» авторской группой Общества охраны памятников, были выполнены не на основе материалов Лавровской. К руководству над этими работами она также не имеет никакого отношения».

Руководитель БДООПИК пояснил, что при создании проекта авторы основывались на открытых публикациях, в частности, исследователей Аллы Квитницкой и Инны Слюньковой, а также архивных планах Бреста конца XVIII — начала XIX веков. Кроме того, были использованы «обмерные чертежи Брестских костелов, церквей и монастырей», которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, их электронные копии выставлены в открытом доступе на сайте ibrest.ru. Этот сайт администрирует председатель брестского отделения БДООПИК Александр Жарков.

Опроверг историк и заявления Лавровской насчет того, что он «присвоил себе авторство этой работы».

«Акцент делался именно на том, что это коллективная работа, архитектурный анализ, и остальное выполнили Антон и Иван Вантухи, Андрей Лари, Артем Коробков, а я для конкурса «Европа Ностра» подготовил 20-страничное теоретическое обоснование на английском языке», — пояснил он, добавив, что авторские права на этот проект принадлежат БДООПИК, в равной степени каждому автору и частично организаторам конкурса.

«Такое впечатление, что она не может спокойно смотреть на колоссальную работу, которую проделали наши молодые специалисты из Минска, а ей не сделать и за всю жизнь», — заявил председатель общества охраны памятников.

Астапович сообщил, что, если прокуратура не станет на его сторону, он намерен обращаться в суд с гражданским иском о защите чести и достоинства.

В свою очередь Ирина Лавровская в интервью БелаПАН заявила о готовности доказать в прокуратуре, что председатель БДООПИК Антон Астапович самовольно распоряжается ее интеллектуальной собственностью, и рассказала свое видение проблемы.

Она сообщила, что с 1990-х годов занимается исследованием исторической застройки и планировки Бреста. Диссертация, которую она защитила в Институте искусств Польской академии наук в 2006 году, «объединила начатые исследования, но не прервала их».

Несколько лет назад, сказала Лавровская, с ней познакомились двое молодых людей из БДООПИК, которые предложили ей «безвозмездную помощь в создании трехмерных моделей и визуализации ею научно обоснованных реконструкций зданий».

Результатами работы членов БДООПИК доктор архитектуры осталась довольна и «надеялась на долгое сотрудничество» с ними. Когда Лавровскую пригласили в состав авторского коллектива по созданию проекта «Историко-культурный центр Бреста» на территории нынешней Брестской крепости, она «пригласила молодых людей к дальнейшему сотрудничеству в обмен на солидное вознаграждение».

Однако когда работа исполнителей была практически закончена, те отказались передать архитектору готовые трехмерные модели, созданные «на основании научно обоснованных реконструкций» Лавровской.

«Только 3D-модель позволяет вносить изменения, исправлять допущенные неточности и ошибки, — пояснила она. — Их отказ предоставить мне материал, позволяющий работать дальше, был для меня неожиданным и очень болезненным. Я была вынуждена отказаться от услуг этих недобросовестных исполнителей, предупредила их об ответственности при использования полученных материалов. Получилось так, что все модели и визуальные материалы, выполненные при моем участии и под моим непосредственным руководством, остались в руках исполнителей, ими пользуются, не упоминая моего имени, несмотря на все устные гарантии моего авторства, которые звучали ранее».

В 2011 году архитектор узнала, что члены БДООПИК подали заявку на соискание Европейской премии культурного наследия «Европа Ностра» (European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards) в категории научных исследований. Лавровская «была удивлена», когда обнаружила, что в основу заявки легла визуализация, сделанная на основе ее исследовательских материалов, однако в качестве соавтора она не фигурировала. Поскольку приз эта работа не получила, она «воздержалась от обращения с жалобой в европейские структуры о нарушении авторских прав».

«А несколько недель назад я увидела сообщение на сайте общества охраны памятников о том, что Астапович подарил эти материалы музею Брестской крепости, — сказала Лавровская. — Я позвонила директору музея Григорию Бысюку и выяснила, что это за материалы. Он подтвердил, что получил диск с материалами от Астаповича с реконструированным видом исторического центра Бреста. Директор прекрасно знает, сколько лет и чем я занималась. Мы с ним пришли к взаимопониманию по поводу авторского права».

Архитектор полагает, что исполнители визуализации воспринимают эту работу как «художественное произведение», а исследователь «не имеет права на нее претендовать». Однако, считает она, это «системная ошибка», поскольку «речь должна идти о научных исследованиях, в результате которых эта визуализация стала возможной».

Действия Астаповича Лавровская расценивает как неправомерные: «Он распространяет, тиражирует материалы, выполненные на основе моих научных разработок, под моим непосредственным руководством, с моим непосредственным участием на моих архивных материалах и реконструкциях».

«Я требую от него извинений и соответственно хотела бы, чтобы в этих материалах мое авторство как исследователя было незыблемо», — заявила она.

Новость о том, что Астапович обратился в прокуратуру с требованием привлечь ее к ответственности, доктор архитектуры восприняла без тревоги: «У меня на руках слишком много аргументов, подтверждающих нарушения моих прав, я готова представить прокурору неопровержимые доказательства, надеюсь, что меня там поймут».

«В моих руках не только архивные чертежи, копии квитанций об их оплате, но и множество выполненных мной аналитических чертежей, использованных исполнителями при работе, материалы защищенной мной диссертации и многочисленные статьи с 1992 года. А Антону Астаповичу придется объяснить, по какому праву он тиражирует материалы без упоминания имени исследователя, а так же претендует на премию «Европа Ностра», хотя до встречи со мной в марте 2010-го ни один из названных им «специалистов» не был уличен в научных исследованиях или публикациях, посвященных архитектуре и планировке Бреста в XVI-XVIII веков», — подытожила Лавровская.