Реформа МВД. Милиционеров идеологией пытают, а им жить негде

Одним из главных показателей работы правоохранителей по-прежнему остается итоговый показатель уровня преступности...

Александр Лукашенко удовлетворен результатами работы МВД в 2013 году. «Милиция работала неплохо», — сказал президент, принимая с итоговым докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича. Но с этим утверждением можно и поспорить.

Цифры не в пользу МВД

Одним из главных показателей работы правоохранителей по-прежнему остается итоговый показатель уровня преступности в сравнении с прошедшим отчетным периодом. Такого рода статистика свидетельствует об успехах белорусской милиции.

Вот и Шуневич, докладывая президенту, отметил, что внутренним органам удалось добиться снижения общего уровня преступности. Так, в прошлом году зарегистрировано почти на 12 тысяч меньше заявлений и сообщений о преступлениях. Сократилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами и несовершеннолетними. По мнению министра, «положительных результатов удалось добиться благодаря профилактике правонарушений».

По данным МВД, в 2013 году зарегистрировано 96,7 тыс. преступлений, что на 5,3% меньше, чем в 2012 году. На 100 тыс. человек населения в 2013 году зарегистрировано 1020 преступлений (в 2012-м — 1080). Внешне — очень хорошая динамика. Но если заглянуть в прошлое, то станет понятно, что хвалиться особо нечем.

Уровень преступности образца 2013 года почти соответствует деятельности белорусской милиции образца 1992 года, когда было зарегистрировано 96 637 преступлений. При этом обязательно следует учитывать и человеческий фактор, в данном случае — демографический.

Численность населения Беларуси в 1992 году составляла 10 млн. 232,9 тыс. человек. На 1 января 2014 года, по предварительным данным, нас «в живых осталось» 9 млн. 468,1 тыс. человек. Минус — почти 800 тыс. душ, что, наверное, тоже следует учитывать при оценках уровня общей преступности, отдавая дань и так называемым профилактическим милицейским мероприятиям в деле борьбы с правонарушениями. Хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что чужая душа для участкового — потемки и к каждому потенциальному бандиту милиционера не приставишь.

Однако если на уровень преступности взглянуть сквозь призму общепринятого международного коэффициента, который рассчитывается на 100 тыс. населения, то и здесь дисбаланс наблюдается: 2013 год — 1020 преступлений, 1992 — 937. Статистика, однако! И она свидетельствует, что два десятка лет назад белорусская милиция службу свою несла лучше.

Впрочем, для объективных и непредвзятых оценок деятельности нашей милиции требуется гораздо больше исходной информации. А с ней-то по-прежнему плохо.

Ровно год назад к 96-й годовщине со дня образования белорусской милиции корреспондент Naviny.by пытался выяснить, сколько у главы МВД подчиненных и все ли они законопослушны. МВД свою тайну не выдало!

В МВД идет реформа

И это тоже своего рода секретные сведения, ибо что в наших внутренних органах происходит, знают лишь особо доверенные лица. Изредка кое-какая информация все же просачивается, но сложить из нее полную картину не получается. Создается впечатление, что реформирование органов внутренних дел идет с колес, эпизодически, без, так сказать, проектной документации.

Хотя иной раз отдельные высокопоставленные милицейские чиновники, что называется, проговариваются. Например, о численности личного состава.

В интервью «Советской Белоруссии» заместитель министра внутренних дел по идеологической работе и кадровому обеспечению полковник милиции Александр Кобрусев опроверг информацию о том, что в Беларуси на 100 тыс. населения приходится 1442 сотрудника милиции.

«На самом деле эти цифры не соответствуют действительности и завышены в разы, — сказал он. — Те, кто привел подобные данные, ссылались на отчеты ООН 2007-2010 гг., хотя представители международной организации не обращались к нам за этими сведениями ни по каналам МИДа, ни напрямую».

Возможно, они соответствовали действительности, но ведь все течет, все меняется.

В ходе реформирования МВД, как справедливо заметил замминистра, было упразднено управление внутренних дел на транспорте, из структуры МВД выведены экспертные подразделения, которые вошли в состав Государственного комитета судебных экспертиз. Годом ранее был создан Следственный комитет, основу которого составило предварительное расследование министерства. Так что численность личного состава сократилась естественным образом.

Кобрусев сообщил, что «количество сотрудников милиции, задействованных в охране правопорядка, раскрытии и пресечении преступлений, находится на уровне 450 человек на 100 тысяч населения».

Калькулятор при таком раскладе подсказал, что в белорусской милиции в настоящее время служит почти 43 тысячи человек. Скорее всего, без учета численности вольнонаемных сотрудников. Но если взять за основу цифирь, озвученную замминистра, то она вскрывает одну очень жизненно важную проблему наших стражей порядка.

Кадровый и жилищный голод

В декабре минувшего года в интервью ведомственной газете «На страже» заместитель министра внутренних дел — начальник Департамента финансов и тыла МВД полковник милиции Виктор Дубовец сообщил:

«На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах и подразделениях внутренних дел и во внутренних войсках состоят 13 237 человек. В том числе в Брестской области — 1237, Витебской — 957, Гомельской — 1215, Гродненской — 1134, Могилевской — 1405, Минской — 1357 и в столице нашей республики — 5932».

Тут уже и без калькулятора видно, что едва ли не каждый третий сотрудник ОВД, мягко говоря, «бездомный».

Примечательно, что на декабрь 2012 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий находилось 10 845 человек. Из них в Брестской области — 1045, Витебской — 780, Гомельской — 1080, Гродненской — 690, Могилевской — 1050, Минской — 950, в столице — 5250. То есть за год очередь «бездомных» выросла почти на три тысячи человек.

Тут, как говорится, есть над чем задуматься, но вернемся к темам, которые милицейские начальники традиционно оставляют за кадром — кадры.

В ноябре прошлого года Генпрокуратура потребовала от УВД Минской области до начала 2014 года «решить вопросы по полному укомплектованию квалифицированными специалистами подразделений по борьбе с экономическими преступлениями». Более того, перед руководством управления была поставлена задача «ориентировать участковых инспекторов милиции и сотрудников ГАИ на участие в борьбе с коррупцией».

А откуда взять квалифицированные кадры, да еще в столь сжатые сроки, задаются вопросом аналитики проекта Belarus Security Blog, ведь ощущается нехватка и просто кандидатов на службу в милицию, не вдаваясь в уровень их профессионализма.

Согласно оценке начальника главного управления кадров МВД полковника милиции Олега Кручинского, ситуация с комплектованием органов внутренних дел складывается тревожная. Серьезные сложности традиционно в Минске.

Начальник главного управления идеологической работы МВД полковник милиции Сергей Бондарик также признал, что существуют большие проблемы с подбором на службу кадров надлежащего качества. Причины три: уровень здоровья молодежи; жесткая конкуренция на рынке труда; ориентация молодежи на материально благополучие «здесь и сейчас», а не по мере продвижения по карьерной лестнице.

Аналитики Belarus Security Blog отмечают, что со стороны руководства ведомства уделяется постоянное внимание теме дисциплины и законности среди сотрудников милиции и военнослужащих Внутренних войск, но о ситуации вообще и достигнутых результатах МВД не распространяется. Одновременно, констатируют эксперты, милицейское руководство озаботилось в очередной раз состоянием корпоративной этики. Под ней в первую очередь понимается недопущение утечек информации о фактах и проявлениях, с негативной стороны характеризующих положение дел внутри МВД. Особенно недопустимым считается разглашение негатива о деятельности милицейского начальства. К месту добавить, что единственный, кто позволяет себе это эпизодически делать — Александр Лукашенко, продолжающий чистку милицейского генералитета

Оценивая кадровую ситуацию в системе МВД в свете требования Генпрокуратуры об укомплектовании милицейских штатов, аналитики Belarus Security Blog предполагают, что это может свидетельствовать о двух моментах:

- проблема крайне остра и вскоре будет в центре внимания высшего политического руководства страны, в связи с чем прокуроры решили сыграть на опережение и продемонстрировать свою озабоченность;

- присутствует попытка переложить ответственность за возможные в будущем проблемы с поддержанием правопорядка только на МВД, хотя в данном случае имеет место стечение ряда неблагоприятных факторов, выходящих за рамки возможного для ведомства.

Слово идеолога, не воробей…

Правда, наши внутренние органы свои внутренне проблемы наружу не выносят. На что слов не жалеют, так это на — идеологию. Сайт МВД буквально фонтанирует всевозможными публикациями на эту загадочную тему. И не удивительно. Едва ли не первым движением реформы МВД было создание новой структуры — Главного управления идеологической работы. И работа — закипела.

Что именно происходит в системе МВД, нам неведомо, фразы типа «в качестве путей улучшения ситуации внутри МВД руководство ведомства видит усиление идеологической работы» звучат пугающе для личного состава.

Эксперты Belarus Security Blog считают, что попытки индоктринации (насильственное навязывание личности (группе, народу) ценностей, целей, идеологий) сотрудников МВД обречены на провал в силу ряда факторов. Средняя продолжительность рабочего дня, например, участкового инспектора милиции, составляет 12-14 часов при 4 выходных в месяц. Сомнительно, чтобы призывы милицейского руководства трудиться с еще большей самоотдачей и изучать различные методички и брошюры нашли живой отклик среди рядовых милиционеров.

Однако рядовые и не очень милиционеры перечить вышестоящему начальству не будут. На одном из совещаний у президента глава МВД Игорь Шуневич выразился более чем ясно: «Главное в реформе МВД — идеологическое реформирование личного состава». Идеологией ведь и пытать можно. И это мы уже проходили, да видимо, не все выводы сделали.

Что касается непосредственно задач и предназначения сотрудника белорусской милиции, то они в простой и доступной для понимания форме расписаны в Конституции и законе «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Это и есть главная идеология человека в погонах. Для особо непонятливых подробности изложены в Уголовном кодексе.


  • Кадровые дыры в МВД закрывают кем только можно, откровенными "желторотиками", набранными без службы в армии практически сразу после школы. У них молоко на губах ещё не обсохло, росточком метр с кепкой, а их в милицию. http://d-zholik.livejournal.com/81155.html
  • Тут патрэбны тонкі аналіз Зяммі - ён раскажа пра тое, што "всё правільно" : кватэры для мілцыі не так важна, як ідэйная падрыхтоўка
  • а што, где-та просто так квартиры раздают? не бывает все сразу! большая часть безквартирных - младшие чины, пусть немного послужат и все будет!
  • нехай на вёску едут, там (после правления колхозника) жилья навалом...