Перевооружение армии: покупать новое — дорого, модернизировать старое — тоже

Общие перспективы перевооружения белорусских сухопутных войск выглядят достаточно туманно…

В последнее время нет недостатка в громогласных заявлениях о скором и значительном перевооружении белорусской армии, однако экономические реалии серьезно скорректируют эти планы.



Вряд ли можно сомневаться, что происходящие в Украине события усилят внимание белорусских властей к перевооружению собственной армии. Особое внимание будет уделено силам специальных операций, пилотируемой и беспилотной авиации, средствам противовоздушной обороны, технике радиолокации и радиолокационной борьбы. Также будет обновлен и парк сухопутных войск.

Посещая в апреле ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах, Александр Лукашенко заявил, что в ближайшее время также планирует побывать на 140-м танкоремонтном заводе в Борисове, который занимается модернизацией и ремонтом бронетехники.

«В ближайшее время я там побуду. Точно такие же будут стоять задачи (производства новых образцов вооружений). Хватит уже красить и чистить наждачкой корпуса и что-то менять. Надо переходить на новый этап — бронетехнику точно надо свою создавать, потому что частные компании, как мне доложили, уже делают суперсовременную бронетехнику. А крупные заводы почивают на старых лаврах», — заметил президент.

Ныне в мировом танкостроении четко определились две тенденции: модернизация уже существующих образцов танков и создание новых. По второму пути сейчас пытаются идти очень и очень немногие страны — уж очень дорого. Большинство государств предпочитает заниматься модернизацией, когда одна модель в течение 30-40 лет эволюционно подтягивается на все более высокий уровень. Глобальной войны пока не предвидится, а состояние финансовой системы для многих стран является куда более насущной проблемой, чем внешняя угроза.

Вдобавок, значительный модернизационный ресурс является практически обязательным любого современного танка. Например, американский «Абрамс» прошел уже девять модернизаций (последняя версия — M1A2 SEP V2), германский «Леопард-2» модернизируется уже 32 года (последние версии — Leopard 2A7+ и Leopard Revolution). Также поступает и Украина, модернизируя, производившийся в Харькове еще в советские времена Т-80УД до уровня Т-84 «Оплот». Многими странами производится реновация знаменитого советского Т-72, нынешний российский танк Т-90 по сути является очередной версией Т-72.

Все вышеизложенное дает основание спрогнозировать, что Беларусь вряд ли будет разрабатывать и производить собственные основные боевые танки. С учетом ее научного, технического и финансового потенциала, в лучшем случае речь может идти о доработке танка Т-72Б, который состоит на вооружении национальной армии. Тем более что Министерством обороны страны уже утверждены технические требования к модернизированной машине, подготовлена соответствующая государственная программа.

В соответствии с ней предполагается улучшить и вывести на новый и более высокий уровень огневую мощь, бронезащиту и командное управление танка. Причем это планируется осуществить за счет внедрения разработок предприятий отечественного ВПК. Те уже ведут работы по оснащению имеющихся танков новыми комплексами по управлению вооружением, средствами телеметрии и связи, а также навигационными приборами нового поколения.

Так, к примеру, созданный в ОАО «Пеленг» комплекс прицеливания и наведения «Сосна-У» с успехом применен при модернизации танков Т-72Б, состоящих на вооружении других стран.

Установка на Т-72Б в ходе их переоборудования и модернизации многоканальных прицелов, телевизионных мониторов позволит экипажу быстро обнаруживать цель и незамедлительно открывать по ней огонь из основных видов вооружения. В том числе и управляемыми ракетами как с ходу, так и с места, ночью и днем, в условиях задымленности на дистанции до пяти километров. Система автоматического сопровождения цели в значительной мере сможет повысить точность при ведении огня по движущейся цели.

Выживаемость танка на поле боя должна повысить автоматическая система, обеспечивающая постановку аэрозольных завес. В боевых условиях она предназначена для постановки помех противотанковым управляемым ракетам (ПТУРам), которые работают по принципу полуактивного лазерного самонаведения на основе отраженного от цели лазерного луча. Данных о том, какая это будет система, у нас не имеется.

Отметим лишь, что впервые в мировом танкостроении подобные системы (ТШУ-1-7 «Штора-1») появились на серийных советских танках Т-80УК (1987 год), а затем были и на российских Т-90. Комплекс «Штора» обеспечивает предупреждение экипажа о лазерном облучении танка и обеспечивает защиту от ПТУРов с инфракрасными координаторами путем постановки активных помех, а также от комплексов с лазерными головками с пассивным самонаведением путем постановки многоспектральных аэрозольных завес, нейтрализующих лазерное излучение.

Комплекс также позволяет осуществлять быстрый поиск атакующего противотанкового средства не только с целью пассивной защиты завесой, но для его подавления огнем из бортового оружия. Однако этот комплекс уже не отвечает современным условиям.

В развитие комплекса «Штора» для оснащения новой и модернизированной бронетанковой техники предприятиями украинского ВПК разработаны комплексы «Варта» и «Колос». Их основу составляют точная и грубая головки обнаружения факта лазерного облучения в комплекте с прожекторами — постановщиками помех и системой постановки многоспектральной аэрозольной завесы.

Новейший комплекс активной защиты, который включает в себя индивидуальные эксплуатационные модули, в тандеме с модернизированной пассивной защитой защитят танк от поражения противотанковыми средствами с различной траекторией полета боеприпаса и независимо от типа его боевой части.

Активная защита представляет собой расположенные на танке установки отстрела специальных снарядов, управляемые радиолокационной системой локального действия. При обнаружении приближающегося к танку боеприпаса (гранаты противотанкового гранатомета и т.п.) дается команда на отстрел заряда, который при сближении со снарядом взрывается, формируя облако осколков, уничтожающих, или, по меньшей мере, сильно ослабляющих действие боеприпаса.

Существуют и системы с неотстреливаемыми защитными зарядами, например, комплекс активной защиты «Заслон» (Украина). Его преимуществом является то, что под воздействием взрывной волны и высокоскоростного эшелонированного потока осколков боеприпасы с цельным металлическим корпусом меняют свою траекторию и либо уходят за пределы зоны защищаемого объекта, либо встречаются с основным бронированием под невыгодным углом. Это ставит данную систему в разряд универсальных защитных средств.

Она, по мнению, украинских экспертов, является единственной доведенной до уровня зарубежных поставок системой подобного рода, и не исключено, что «Заслон» может быть использован при модернизации белорусских Т-72Б.

В тандеме с комплексом «Заслон» действует комплекс модульной пассивной защиты «Нож». Его особенностью является применение абсолютно нового принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов (так называемых «кумулятивных ножей»), которые разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю.

Даже поверхностное ознакомление с программой модернизации белорусских Т-72Б показывает, что практически все предусмотренные мероприятия технически вполне осуществимы. Другое дело, что при нынешней ограниченности бюджетных средств, выделяемых на оборону, надеждам на значительное обновление отечественного бронированного кулака вряд ли суждено сбыться.

И даже если удастся модернизировать какую-то часть имеющегося танкового парка, общие перспективы перевооружения белорусских сухопутных войск выглядят достаточно туманно.