Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Декрет о тунеядцах. Как он будет работать?
    Президент Беларуси подписал декрет о «тунеядцах». Это значит, что тех, кто не работает и не платит налоги, будут штрафовать…
  2. Запрета нет. Но фотографировать нельзя
    Глава МВД назвал объекты, которые «никому не рекомендовал бы фотографировать»…


Общество

«Беларусь без крайностей». 26.05.2014 — 31.05.2014


Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» будут анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.

«Либеральный клуб» для Naviny.by


Евгений Прейгерман Евгений Прейгерман

Начало застоя евразийской интеграции?

Многие процессы в жизни людей и целых государств требуют постоянного движения к высокой цели. И чем понятнее эта цель, тем динамичнее процесс и тем лучше его результаты. В противном случае часто случается застой.

Последние годы евразийская интеграция динамично развивалась, двигаясь от одной понятной цели к другой. Вначале Таможенный союз, затем ЕЭП, а теперь и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Главам Беларуси, Казахстана и России было сравнительно просто идентифицировать последующие интеграционные цели и определять дедлайны для их достижения. Но после подписания 29 мая Договора о Евразийском экономическом союзе все становится сложнее.

Следующая возможная стадия интеграции после экономического союза — уже союз политический. Ни для белорусского, ни для казахстанского руководства политический союз неприемлем, так как потребует изменения политических систем государств. Это значит, что какой-то подходящей для всех следующей цели у евразийской интеграции нет.

Построение полноценного единого рынка без изъятий и ограничений к 2025 г. — слишком абстрактно. Да и, судя по предыдущему опыту, пока нереализуемо. Ведь интеграционная логика последних лет как раз и работала так, чтобы вынести именно этот вопрос за скобки: мол, на этом этапе у нас не получилось решить проблему ограничений, но на следующем это как раз и произойдет. А потом то же самое происходило и на следующем этапе.

Только так можно было поддерживать интеграционную динамику, не решая главные вопросы. Нечто подобное наблюдалось и с Союзным государством Беларуси и России. Когда оно остановилось в шаге от политического союза, то погрузилось в состояние застойного перемешивания краеугольных проблем.

Таким образом, получается, что, вдобавок к фундаментальным сложностям, евразийская интеграция теряет и свою динамику. Поэтому вполне вероятным сценарием развития ЕАЭС теперь кажется вариант нарастающего застоя. Скорее можно ожидать развития союза вширь за счет новых членов, а не вглубь за счет глубокой интеграции в проблемных сферах.

ЕАЭС, вероятно, в ближайшие годы погрузится в привычные споры за ресурсы. Ведь, как заявил Александр Лукашенко, «это не тот договор, на который рассчитывала Беларусь». 

 

Антон Болточко Антон Болточко

Праздник живота

29 мая состоялось долгожданное подписание договора о Евразийском экономическом союзе Беларуси, Казахстана и России. Лукашенко высказал свое недовольство неполноценностью созданного союза (из-за сохранения изъятий и ограничений в торговле между странами):

«У нас есть еще возможность сделать наши договоренности лучше, к взаимной выгоде всех участников договора».

Хотя, на первый взгляд, именно Беларусь выиграла больше всех от самого факта подписания документа. Но это вопрос целевых установок каждой из сторон, которые, кстати, различаются, что является одним из дезинтегрирующих факторов наблюдаемого процесса.

Последствия создания ЕАЭС для Беларуси могут лежать как в положительной плоскости, так и в отрицательной. Что касается плюсов, то они выражены в краткосрочной перспективе (12-18 месяцев) и связаны с (а) гарантией загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов российской нефтью даже в случае увеличения потребности до 24 млн. тонн в год и (б) зачислением в бюджет Беларуси в 2015 г. $1,5 млрд. вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов. Дополнительно Беларусь может рассчитывать на обещанный ранее кредит в $2 млрд. Все это позволит властям в указанном выше промежутке времени удержать экономику от дальнейшей стагнации и возможного кризиса.

В долгосрочной перспективе Беларусь может получить убытки от сложившейся ситуации.

Во-первых, дополнительные бонусы от России только расслабят руководство страны и о проведении реформ в ближайшее время можно будет забыть. А без них экономика конкурентоспособнее не станет.

Во-вторых, в такого рода экономических союзах малые страны становятся более зависимы от крупных экономик и, в случае невыполнения обязательств Россией или разрыва вновь созданных связей, Беларусь может погрузиться в кризис в ускоренном темпе. Однако развитие ситуации в долгосрочном периоде полностью зависит от того, как власти распорядятся временем и предоставленными им ресурсами.

Как итог: свершившийся факт подписания договора о создании ЕАЭС можно назвать праздником живота — вкусно и вредно одновременно. 

 

Никита Беляев Никита Беляев

Нерезиновые губернаторы

На совещании, посвященном теме сельского хозяйства, Александр Лукашенко заявил о подписании в ближайшее время декрета, расширяющего полномочия председателей облисполкомов. Пока не до конца ясно, о расширении каких полномочий идет речь, однако и без этого губернаторы имеют обширный перечень полномочий. Для подтверждения достаточно обратиться к закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».

Согласно документу, за облисполкомами и их председателями закреплены многочисленные функции в экономической, социальной и идеологической сферах. Кроме того, председатель занимается кадровыми вопросами, а также имеет обязанность по управлению организациями, имущество которых находится в коммунальной собственности соответствующей области.

Кстати, именно из-за наличия такого перечня полномочий президент обычно и спрашивает с губернаторов и за провалы в сельском хозяйстве, и за неудавшуюся модернизацию промышленных предприятий. Но именно такая ситуация с раздутыми полномочиями ведет к проблеме, о которой в этом же выступлении упомянул президент: возникновение среди губернаторов т.н. «удельных князьков».

Вдобавок, исполкомами дублируются функции многих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-надзорных органов, что приводит к снижению эффективности госаппарата, проблемам с управляемостью и возникновению коррупционных схем. Александр Лукашенко сам недавно заявлял об этом во время ежегодного послания к парламенту и народу.

Обращает на себя внимание и то, что вместе с вероятным расширением полномочий губернаторов президент упомянул возможность введения т.н. «крепостного права» в сельском хозяйстве. То есть введения ограничений на увольнения. Предложение на самом деле достаточно странное, т.к. таким образом предполагается увеличить эффективность АПК.

Однако совсем недавно подобное предложение пытались реализовать в деревообработке. В результате ни о какой эффективности говорить не приходится: модернизация деревообработки провалена. Возникает вопрос: зачем снова наступать на старые грабли? 

 

Вадим Можейко Вадим Можейко

Запретить неугодных музыкантов!

Тема запрещенных в Беларуси деятелей культуры вновь становится актуальной. На этой неделе было сразу несколько новостей, показавших, что от деструктивной запретительной логики культурной политики власти отказываться не спешат (и это даже после ноябрьского концерта «Ляписов» в Вильнюсе, показавшего всю несостоятельность таких действий).

Сперва гастрольное удостоверение (без которого выступать запрещено) отозвали у группы Behemoth — после слов митрополита Павла о том, что такие группы пропагандируют сатанизм и в Беларуси нам не нужны. Вскоре гастрольку не выдали группе Amaroka — якобы они пропагандируют войну, экстремизм или содержат «угрозу национальной безопасности, общественному порядку, моральности и здоровью населения, правам и свободам граждан».

А чтобы жизнь медом не казалась, вдобавок к этому организаторам концертов запретили их рекламировать до получения гастрольных удостоверений. Ситуация выглядит типичной негативной крайностью: в своем стремлении контролировать культуру, подгоняя ее под некие субъективные рамки «моральности», власти препятствуют творческому развитию музыкантов и свободному культурному выбору граждан. Вот что заявил по этому поводу лидер Amaroka Дмитрий Афанасенко:

«Во все времена были группы, которые запрещали. Запрещали «Машину времени»… Всегда запрещают тех, кто хочет что-то сказать, донести, сделать что-то интересное. Может, они хотят нам сделать дополнительный пиар, не спросив у нас».

Музыкант прав: такие запреты — это признание значимости артистов и реклама их творчества. Уверен, многие из читателей раньше не слышали про такие группы, но теперь отправятся любопытствовать на YouTube — что же это за крутые артисты, что их аж боятся власти Беларуси и пытаются запретить?!

В итоге такими странными поступками власти фактически популяризируют независимых творческих деятелей. Жаль, что этот пиар связан с созданием трудностей артистам и их фанатам. Культурная политика должна быть созидательной, способствующей развитию творческих людей, а не запретительной и создающей барьеры на пути искусства к людям. 

 

Василий Корф Василий Корф

Алкоголь против бизнеса

Составители различных алкогольных рейтингов никак не уймутся, продолжая шокировать нас новостями. Еще не стихли страсти по поводу доклада ВОЗ, в котором белорусы были признаны самой пьющей нацией в мире. Как мы помним, белорусский Минздрав категорически не согласился с такой оценкой. Но вот уже новое исследование готово поднять очередную волну споров.

Исследовательская компания Euromonitor International составила рейтинг стран, чьи жители в структуре своих расходов тратятся на алкоголь больше всего. И Беларусь в этом не самом почетном списке попала в тройку «призеров». Первое место рейтинга досталось Эстонии. В 2013 г. в структуре потребительских расходов эстонцев на алкоголь приходилось 6,5%. Россияне оказались вторые — 5,8%. Следом за Россией идет Беларусь. В прошлом году 5,5% расходов наших соотечественников приходилось на алкоголь. Для сравнения: среднемировой показатель составляет 1,5%.

Безусловно, такой результат совсем не радует, хотя еще рано делать окончательные выводы. Как показала практика, у белорусской стороны есть свой взгляд на корректность подобных исследований. Поэтому подождем реакции официальных статистиков.

А пока давайте отметим нашу победу еще в одном рейтинге — на этот раз позитивном. Журнал Forbes впервые составил рейтинг городов бывшего СССР (с населением больше 1 млн. человек) по комфортности ведения бизнеса, в котором белорусская столица разместилась на первой строчке!

Минск опередил своих ближайших конкурентов — Таллинн, Вильнюс, Алматы и Астану, которые заняли места со второго по пятое.

Развитие бизнеса и привлечение инвестиций в последнее время становится приоритетной задачей как для Минска, так и для страны в целом. Может быть, комфортные условия для бизнеса научат белорусов меньше тратить на алкоголь. Главное, чтобы этот бизнес был не алкогольный.

Оценить материал:
Средний балл - 4.27 (всего оценок: 11)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Я тут даже цитат не привожу. Виват! - "либеральному клубу". А то страна давно уже отупела и охренела - от отсутствия независимых и непринуждённых умных человеков, несущих свои разумные суждения в этом "парке Юрского периода". В каких-то деталях специалист со специалистом может и поспорить. Но в целом - это миниатюрный, но прорыв в этой долгоиграющей эпохе безвременья. ... Я не экзальтированная дама, мой респект всем. Пять баллов.