Медиасфера Беларуси. Менять надо не министров

Освобождение Олега Пролесковского от должности министра информации до сих пор не имеет официального объяснения…


Неожиданной для многих стала новость об освобождении Олега Пролесковского от должности министра информации Беларуси. Указ об этом Александр Лукашенко подписал 4 июня. Никаких подробностей о причинах увольнения в сообщении президентской пресс-службы не было.

Пролесковский работал министром информации с 4 декабря 2009 года. До этого он возглавлял Информационно-аналитический центр при Администрации президента.

Представителям независимых СМИ министр Пролесковский запомнился, пожалуй, как автор одиозных заявлений о ситуации в медиасфере, а также инициатор закрытия газет «Наша ніва» и «Народная воля» после взрыва в минском метро в 2011 году. Издания, которые якобы некорректно освещали трагедию, в итоге закрыты не были, но предупреждения от Мининформа все же получили.

Стоит отметить, что незадолго до увольнения Пролесковского произошли два события, которые хоть и не связаны с его отставкой, но в очередной раз заставили заговорить о репрессивности белорусского законодательства в сфере СМИ (ситуация в ней за годы работы Пролесковского министром, по оценке экспертов, только ухудшилась).

Так, 27 мая суд Кореличского района признал журналиста польского телеканала «Белсат» Алеся Залевского виновным в незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ в Беларуси и оштрафовал его на 30 базовых величин. При этом важно упомянуть, что «Белсат», как и некоторые другие иностранные СМИ, на протяжении уже нескольких лет безуспешно пытается получить аккредитацию в белорусском МИД.

В этот же день стало известно, что Мининформ вынес предупреждение еженедельнику «Снплюс. Свободные новости плюс» (по закону о СМИ двух предупреждений в течение года достаточно для закрытия издания). Причиной стала публикация о том, что в состав сборной России по хоккею, которая приехала в Минск на чемпионат мира, не включены ведущие игроки, которые участвовали в зимней Олимпиаде в Сочи. В итоге эти игроки все же в Минск приехали.

Однако на момент сдачи номера еженедельника в печать в предварительный состав российской команды они включены не были. Но этот довод редактора «СН+» Василия Зданюка в Мининформе во внимание не приняли.

Заместитель председателя РОО «Белорусская ассоциация журналистов» (БАЖ) юрист Андрей Бастунец отмечает, что, хоть предупреждение «СН+» выглядит довольно абсурдно, но «таких предупреждений немало мы видели за все эти годы». «И подписаны они были разными министрами, в том числе и Пролесковским», — подчеркнул Бастунец.

Что касается штрафа Залевскому, то формально Мининформ вообще не имеет к нему отношения — это решение суда, основанное на протоколах милиции, отметил зампредседателя БАЖ.

«Этот штраф уже не первый, который вынесен белорусскому журналисту за сотрудничество с иностранным СМИ без аккредитации, — подчеркнул собеседник. — Ранее был оштрафован гродненский журналист Алесь Денисов. По этой же статье пытались привлечь витебскую журналистку Алену Степанову, но не удалось. В последнее время начали вообще активно использовать эту статью».

Бастунец не исключает, что это может быть связано с уже начавшейся подготовкой к президентским выборам.

«С другой стороны, это может быть и итогом какого-нибудь идеологического совещания, на котором было обращено внимание, что недостаточно активно используются средства для борьбы с журналистами, которые работают без аккредитации», — предположил представитель БАЖ.

В то же время он никак не связывает случаи давления на независимых журналистов с отставкой Пролесковского. «О причинах отставки ничего сказать не могу, а гадать на кофейной гуще не хочется», — отметил Бастунец.

В свою очередь, медиаэксперт Павлюк Быковский напоминает, что Пролесковский «уже достаточно давно нигде не светился». «С инициативой выступали его подчиненные, а Пролесковский разве что на коллегии выступал, — отметил аналитик. — А так, в принципе, особо заметных инициатив у него в последнее время не было. Но это может быть связано как со здоровьем, так и с какими-то другими вещами».

Эксперт напоминает, что, вступив в должность министра, Пролесковский в интервью газете «7 дней» рассказал, что работал в Службе безопасности президента и занимался мониторингом СМИ, искал там всякую угрозу для первого лица государства.

«Интервью сразу показало, что человек, который в журналистах искал угрозу, будет заниматься регулированием и контролем сферы СМИ. И никаких улучшений в сфере СМИ, большей свободы во время его правления не наблюдалось», — констатирует Быковский.

«Именно при Пролесковском у нас практически не появлялось новых СМИ, — продолжает эксперт. — При нем же произошла история с запретом БАЖ выдавать фрилансерам, которые по белорусским законам не считаются журналистами, удостоверения журналиста».

Здесь следует напомнить, что в Беларуси существует сложный порядок регистрации СМИ, часты отказы. По данным Бастунца, за три года в стране зафиксировано 105 отказов в регистрации печатных изданий.

Говоря о перспективе, Быковский прогнозирует, что ситуация в сфере СМИ в Беларуси меняться к лучшему в ближайшее время не будет.

Он отметил, что случаи со штрафом Залевскому и предупреждением «СН+» вряд ли на данный момент можно расценивать как новую волну закручивания гаек в медиасфере.

«Если начнут закручивать гайки, мы это увидим, — сказал эксперт. — Это будет более заметно, так как это будут не единичные предупреждения одной из редакций, а какая-то кампания, которую можно будет точно идентифицировать. Такие кампании уже были. В данном случае мне кажется, что пока нет достаточных оснований говорить, что власти начали новую репрессивную кампанию».

При этом ряд аналитиков отмечает, что всякий раз перед выборами власти Беларуси берут СМИ под особо жесткий контроль. Из каждой президентской кампании независимая пресса выходила с потерями.