«Атомный» спор Беларуси и Литвы вышел на международную арену

Проблемные моменты реализации Беларусью своих международных обязательств при строительстве АЭС рассматривались в Женеве…

Решение по итогам совещания сторон конвенции Эспо, которое проходило в Женеве 2-5 июня, призвало Беларусь пригласить миссию Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и наладить двустороннее сотрудничество с Литвой по вопросу строительства АЭС в Островце.

Официальный Минск не возражает ни по первому, ни по второму пункту, но отмечает несговорчивость литовской стороны и необходимость временных и материальных затрат на визит экспертов МАГАТЭ.


Фото Василия Семашко

Напомним, Беларусь ратифицировала конвенцию Эспо об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 10 ноября 2005 года. 16 июня 2011 года Комитет по осуществлению конвенции Эспо принял жалобу Литвы на Беларусь по поводу несоблюдения Конвенции при строительстве Островецкой АЭС. С 2009 года Комитет вел разбирательство по строительству белорусской АЭС в соответствии с жалобой украинской общественной организации «Экоклуб».

Ия МалкинаКак рассказала первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Ия Малкина, на совещании в Женеве Комитет по осуществлению Конвенции Эспо провел анализ национального законодательства Беларуси в сфере оценки воздействия на окружающую среду, который показал, что «несоответствия между процедурой проведения государственной экологической экспертизы в Беларуси и Конвенцией Эспо отсутствуют».

По результатам совещания было принято решение о соблюдении Конвенции Эспо, который «стал самым обсуждаемым пунктом повестки» и принимался непросто. Поскольку ранее в комитет со стороны Литвы на Беларусь была направлена жалоба, которая касалась вопросов строительства атомной станции в Островце, в отношении Беларуси были даны определенные рекомендации.

В решении, отметила Ия Малкина, выражается сожаление, что Беларусь и Литва не смогли согласовать процедуру международного обсуждения отчета по воздействию белорусской атомной станции на окружающую среду. Минск и Вильнюс призвали к двустороннему взаимодействию по осуществлению конвенции. Литва в настоящее время остается единственной страной-соседкой, с которой у нас нет двустороннего соглашения о реализации Конвенции Эспо. 

Кроме того, совещание сторон призвало Беларусь пригласить в нашу страну миссию МАГАТЭ по оценке площадки для атомной станции и в качестве меры по улучшению доверия между сторонами.

Татьяна НовиковаЭти решения принимались непросто, рассказала эколог Татьяна Новикова, представлявшая на совещании общественное объединение «Экодом».

По словам эколога, из-за позиции белорусской делегации впервые за всю историю конвенции Эспо решение совещания сторон было принято путем голосования. Процедура голосования предусмотрена механизмами принятия решений, однако никогда прежде не использовалась, поскольку все вопросы решались консенсусом.

По настоянию главы официальной белорусской делегации, постоянного представителя Беларуси при международных организациях в Женеве Михаила Хвостова голосование было тайным. И в итоге завершилось не в пользу Беларуси — 31 против 4.

Первый замглавы Минприроды Ия Малкина призвала не искать подводных камней в переговорах в Женеве и отметила, что Беларусь занимала и занимает конструктивную позицию в отношении сотрудничества по ядерной энергетике:

«Мы работали над текстом, не было каких-то значимых заявлений ни с литовской, ни с чьей бы то ни было еще, в том числе шепотом сказанных. Представители ЕС пытались найти компромисс. Говорить о каких-то конфликтных ситуациях не приходится».

Экологи же настаивают, что поведение делегации Беларуси продемонстрировало несговорчивость.

Ия Малкина практически то же самое говорит о позиции делегации Литвы.

«На нас оказывалось серьезное негативное воздействие со стороны литовской делегации, которая придиралась к техническим момента, — сказала Ия Малкина. — Поэтому мы решили настаивать на своей позиции, хотя в целом принятая редакция решения является позитивной. Теперь необходимо оставить эмоции и попытаться найти компромисс с литовской стороной. Мы заняты поднятием белорусской экономики, в Литве есть своя атомная станция, им тоже надо будет работать с нами. Нужно договариваться, мы к этому готовы. Мы отправили соответствующий проект двустороннего соглашения литовской стороне и надеемся, что будут предприняты какие-то ответные шаги для диалога».

Литовским ответом можно считать следующее высказывание директора Департамента предупреждения загрязнения Министерства по вопросам окружающей среды Литвы Виталиюса Ауглиса: «Мы ждем из Беларуси подобающих шагов. (...) Не только уточненных ответов, мы просим с самого начала — мы не получаем нормальной информации об анализе альтернатив, о выборе места, других рисках, где Беларусь должным образом не отвечает. Процедуры публичного обсуждения не были проведены должным образом».

Что касается еще одного камня преткновения — миссии МАГАТЭ, то, по словам Ии Малкиной, до запуска АЭС Беларусь планировала пригласить «еще три миссии. Если этого недостаточно, мы пригласим четвертую».

Миссия МАГАТЭ — это одна из консультативных миссий, которая помогает развивать и совершенствовать ядерную энергетику, пояснил заместитель начальника управления экономического сотрудничества и устойчивого развития главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Алексей Райман.

Миссия заключается в оценке площадки размещения Белорусской АЭС, оценке внешних воздействий (например, каких-то природных явлений) и запаса мощности станции в связи с ними.

Однако это достаточно сложное по организации и дорогостоящее мероприятие: «Государство, которое приглашает миссию, компенсирует экспертам все расходы, речь идет о сумме в несколько десятков тысяч долларов. Более того, чтобы подготовиться к миссии, экспертам нужно предоставить пакет документов на английском языке, то есть нужно перевести сотни страниц нормативных технических текстов. И еще — есть очередь на проведение таких миссий».

Таким образом, резюмировал Алексей Райман, если Беларусь завтра отправит приглашение, миссия может приехать только через 8-12 месяцев.

Представители белорусской и литовской экологической общественности считают решение совещания сторон Конвенции Эспо в отношении Беларуси чрезмерно мягким и не учитывающим всех обстоятельств.

Экологи считают, что у совещания сторон было достаточно оснований потребовать от Беларуси приостановить реализацию проекта АЭС и пересмотреть решения, принятые с нарушениями положений Конвенции Эспо. В частности, Беларусь активно строит свою АЭС, что недопустимо во время проведения консультаций и разбирательства по Эспо.


  • Станция Беларуси, конечно, нужна, но вот атомная ли, или какого-то другого типа. Это в своё время было большим упущением П. Машерова, насажавшего в тогдашней Белоруссии энергоёмких производств и не позаботившегося о снабжении их своей электроэнергией. Тогда они рассчитывали на тысячелетний Рейх. Не думали, что все Рейхи рано или поздно разваливаются, хотя историю и знали. Проблема в безопасности, Лукашенке нельзя доверять строить атомную станцию. Он не умеет руководить и не сможет обеспечить нормальных условий её функционирования. Если эту станцию сейчас построить, то под Островцом мы неминуемо получим ещё один Чернобыль. Вот о чём беларусам следует задуматься.
  • [quote="NikVasitsh"]Лукашенке нельзя доверять строить атомную станцию[/quote]Да, тут как говорится, +1! Совхоз можно доверить, но станцию... Помнится, давно уже, но были идеи создать на границе с Литвой какой-то охренительный свинокомплекс. Чтоб, условно говоря, "поднасрать". Я не помню год и не дам ссылку на материал, но помню, что он был. А тут - главный физик-атомщик всей страны... Это ж не учить крестьян картошку убирать...