Старость в Беларуси — одиночество с женским лицом

В Беларуси старость для очень многих означает бедность и зависимость от посторонней помощи…

«У меня была хорошая жизнь, и муж был хороший, умер только рано, и дети хорошие», — рассказывает бабушка Татьяна. Ей 75 лет, она вырастила четверых детей. Сейчас лежит в больнице — ампутировали обе ноги выше колена (диабет). И она оказалась на койке в полной зависимости от персонала и добрых людей.

На коляску садиться даже не пыталась, рано еще. Надеется, что после выписки ее к себе заберет на полгода одна дочь, а потом другая. В больницу, которая находится от ее деревни в 50 километрах, к ней иногда приезжает внук, а дочки нет — заняты на работе.

Внук бабушки Татьяны говорит, что дочки пока находятся в шоке, но в интернат свою мать не отдадут. Хотя как она будет жить в деревне, не представляют. Боятся, что маленькой пенсии не хватит на жизнь с дополнительными тратами на лекарства и средства ухода.

Со временем они узнают, к кому лучше обратиться, выяснят, что многие средства ухода можно приобрести бесплатно или по льготным ценам. Но пока пример этой семьи показывает, что отсутствие стратегии поддержки активного долгожительства привело к тому, что в Беларуси старость для очень многих означает бедность и зависимость от посторонней помощи. А еще женское одиночество.

Старение населения — вызов обществу

Старение населения — одна из самых значительных тенденций XXI века. Население Беларуси стало «стареющим» по меркам ООН уже в 50-х годах. Тогда доля людей старше 65 лет в структуре населения перешагнула 7%. В 2011 году эта доля составила 13,8%, а к 2050 году возрастет до 27,6%.

 

На учете в территориальных центрах соцобслуживания населения (ТЦСОН) состоит более 1,7 млн. человек, из них 127 тыс. — одинокие пожилые люди и 570 тыс. — одиноко проживающие. Большая часть пожилых людей — это женщины.

На начало 2014 года в Беларуси в общей численности лиц пожилого возраста женщины составляли 1 млн. 224,6 тыс. человек, мужчины — 655,3 тыс. человек, то есть на 1000 пожилых мужчин приходилось 1869 пожилых женщин.

Сегодня на каждые 100 женщин в возрасте 60 лет и старше в мире приходится 84 мужчины. А на каждые 100 женщин в возрасте 80 лет и старше — 61 мужчина.

Во всем мире мужчины живут меньше, а в Беларуси женщины в среднем живут дольше мужчин более чем на десять лет, хотя за последнее десятилетие продолжительность жизни мужского населения увеличилась почти на пять лет и составила в 2013 году 67,3 года (77,9 года у женщин).

Для увеличения продолжительности жизни мужчин есть резерв в виде снижения рисков, связанных с социально обусловленными заболеваниями и их ранней диагностикой. Попросту говоря, мужчинам надо меньше пить, не курить и ходить к врачу не тогда, когда станет невмоготу, а ради профилактики.

Очевидно, что из-за разницы в продолжительности жизни большинство женщин доживают свой век в одиночестве. На вступление в браки в столь почтенном возрасте отваживаются немногие. Так, 2013 году было заключено 684 брачных союза, в которых оба супруга были в возрасте 60 лет и старше. Всего в минувшем году среди пожилых вступили в брак 896 женщин и 1433 мужчины. Около трети пожилых женщин, вступивших в брак в 2013 году, были вдовами.

На практике это означает, что в стране становится все больше малообеспеченных старых женщин. Как правило, менее оплачиваемая работа и меньший трудовой стаж, в том числе из-за необходимости ухаживать за детьми, выливаются в старости в маленькую пенсию.

Где доживают свой век бабушки и дедушки?

Если за стариками некому присматривать из родных или близких, то есть варианты домов-интернатов, больниц сестринского ухода или отделений круглосуточного пребывания. Сестринские койки в больницах пользуются спросом, зимой особенно. Там тепло, кормят и есть медицинский контроль.

Для повышения доступности социального обслуживания в сельской местности открываются социальные пункты территориальных центров соцобслуживания, которых в стране 1083 и еще 28 филиалов, в основном в сельской местности.

Около 2 тыс. человек, которые по различным причинам не могут проживать самостоятельно, обслуживаются в 60 отделениях круглосуточного пребывания ТЦСОН. Они, как правило, создаются по месту проживания пожилых людей.

В 46 психоневрологических домах-интернатах проживают 12,2 тыс. человек, в 23 домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа — 4 тыс. человек. Далеко не в каждом из интернатов жизнь кажется сахаром. Да и недешево для государства содержать такую систему учреждений.

Поэтому в последние годы активно развивается служба сиделок, предоставляющая услуги тем людям, которые не могут обслужить себя самостоятельно. В течение 6 месяцев текущего года услугами сиделок воспользовались 260 человек (за аналогичный период 2013 года — 219).

В Беларуси планируется создавать медико-социальные бригады для оказания комплексной помощи больным пожилым людям.

«Рассматривается вопрос о целесообразности создания медико-социальных бригад в структуре территориальных центров социального обслуживания населения, — отметил начальник управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты Анатолий Ражанец. — Есть тяжело больные люди, которым нужны комплексные услуги — не только социальные, но и медицинские. Примеры оказания таких услуг имеются, но они осуществляются совместными усилиями социальных работников и медицинских сестер милосердия Красного Креста».

Как сестры милосердия помогают прожить старость достойно

О том, что такое одиночество и старость, знают медицинские сестры милосердия Белорусского Красного Креста (БОКК), который с 2014 года работает и по государственному социальному заказу.

«Сама возможность получить социальный заказ — большой прогресс для общественных организаций», — отметила в комментарии для Naviny.by координатор проекта «Укрепление Службы сестер милосердия» БОКК Татьяна Светлович.

Всего в Красном Кресте 121 медицинская сестра милосердия, по соцзаказу работают 30 из них. Увеличить это число пока не получается из-за финансовых проблем.

Сестрам милосердия, работающим по соцзаказу, необходимо платить зарплату. Хоть это и не очень большие деньги — порядка 3 млн. рублей в месяц, но и здесь порой возникают проблемы.

Потребность в услугах сестер милосердия определяется на уровне райисполкомов. Расчет с БОКК производится только через месяц после оказания услуг, а то и с задержками, зарплату же медсестрам необходимо платить ежемесячно.

Медсестры БОКК работают как в центрах медико-социальной помощи населению, так и на дому. Когда центр приближен к месту жительства, это очень удобно для пожилых людей. Там контролируют состояние здоровья, делают инъекции, другие процедуры. В таких центрах обслуживается около 10 тысяч пожилых. На дому медсестры осуществляют патронаж около 1200 человек.

«Наши медицинские сестры оказывают весь комплекс медицинских и социально-бытовых услуг по уходу на дому за тяжелыми пациентами, — подчеркнула Татьяна Светлович. — Причем речь идет о долгосрочном уходе — в среднем каждого пациента, средний возраст которых 82,2 года, мы поддерживаем 5,8 года. Причем 45% подопечных — инвалиды первой группы, то есть это люди с выраженным нарушением здоровья. Очень многие лежачие. Наши сестры благодаря опыту и постоянному обучению умеют выхаживать пациентов с тяжелыми пролежнями».

В последнее время специалисты БОКК активно перенимают у швейцарских коллег методику кинестетикс, которая нацелена на использование любой двигательной активности для самообслуживания.

Кинестетикс позволяет при уходе за малоподвижным человеком прикладывать минимум физических усилий, побуждая больного к выполнению посильных движений и сохраняя таким образом здоровье того, кто ему помогает. В скором времени некоторые медицинские сестры БОКК получат право быть тренерами по кинестетиксу.

Потребность в услугах сестер огромна. Людей, которых они поддерживают, выбирают вместе со специалистами территориальных центров соцобслуживания и участковым врачом.

«Потребность в наших услугах высокая, число медсестер недостаточное. Мы помогаем прежде всего одиноким людям. С каждым пациентом проводится индивидуальная оценка потребностей. К одним достаточно прийти два раза в неделю, а к кому-то нужно дважды в день», — рассказала Татьяна Светлович.

Она отметила, что работа сестер милосердия помогает человеку продолжать жить дома, в привычных условиях, сохранить независимость и качество жизни: «Уход за пожилыми на дому и при обострении заболевания оказание высококвалифицированной помощи в стационаре или интернате — вот к чему мы должны стремиться. Эксперты ВОЗ исходят из того, что уход на дому и дешевле, и эффективнее».

Исследования белорусских медиков свидетельствуют, что при оказании эффективной медико-социальной помощи на дому 25% созависимых лиц освобождаются для общественно-полезной деятельности. Проза жизни такова, что в случае, если в семье появляется тяжело больной родственник, особенно лежачий, семья оказывается перед нелегким выбором: кто уйдет с работы. А это влечет снижение уровня жизни семьи.

Многолетний опыт работы с тяжелыми больными убедил Татьяну Светлович, что перевод престарелых родителей в дом-интернат не всегда свидетельствует о плохом к ним отношении детей.

«Плохо, когда недосматривают родителей, есть нерадивые дети. С другой стороны, есть дети, которые хотят ухаживать, но не могут. Частная сиделка далеко не всем по карману. К себе домой забрать непросто — пожилые не хотят уезжать, у них есть свои дома. В такой ситуации нужна помощь профессионалов», — отметила Татьяна Светлович.

Она обратился внимание, что «при комплексной поддержке семьи трудоспособные родственники могут работать, и это важно для экономики государства».

«Я вижу выход в том, чтобы общественные организации могли вести общественно-полезную деятельность на платной основе. Тогда бы профессиональная медсестра оказывала услуги по государственным расценкам, доступным семье. Мы могли бы направить эти средства на помощь одиноким людям. Таким образом, мы надеемся на изменения закона «Об общественных организациях», — сказала специалист.

К слову, в странах Западной Европы уход на дому за нуждающимися пожилыми отдан как раз крупным общественным организациям, которые работают на основе государственного социального заказа.

В Беларуси одиноким старикам помощь оказывают также религиозные общины — на дому и в больницах. В Беларуси действует около 100 приходских сестричеств милосердия, где более 2000 человек трудятся на ниве милосердия.

В будущем старики будут здоровее и счастливее

Ученые прогнозируют увеличение количества здоровых лет жизни. Однако те, кто будет нуждаться в помощи, будут и в этом случае. Это значит, что вопрос о том, как организовать жизнь пожилых так, чтобы они могли обслуживать себя сами как можно дольше, по-прежнему актуален.

«Думаю, каждый из нас хотел бы жить долго и активно. И жить в привычном окружении — людей и вещей, — отметила старший специалист по программной деятельности Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси Татьяна Пронько. — В этой связи есть следующие стратегии. Необходимо работать на профилактику для того, чтобы проблемы со здоровьем наступали как можно позже. Необходимо развивать все сферы, которые будут способствовать доступу к информации, к физической активности, к развитию в кружках и так далее».

В случае необходимости ухода за пожилыми, необходимо сочетать формальный и неформальный уход. Чтобы вклад родственников был значим, им необходимо иметь возможность сочетать работу и уход за пожилыми родственниками.

«Нужны изменения в законодательстве, которые позволяли бы работать и ухаживать за родственниками. Если на уход требуется очень много времени и работать невозможно, государственная финансовая поддержка должна быть значимой в связи с уходом с работы», — считает эксперт.

Другими словами, люди в случае нуждаемости в дополнительном уходе должны быть информированы о наличии услуг, иметь возможность принимать взвешенное решение со знанием всех преимуществ и недостатков.

«У человека должен быть выбор — нанять персонал из дотаций государства или самому ухаживать за родственником», — подчеркнула Татьяна Пронько.

В любом случае, государству это выгоднее, чем содержать дома-интернаты, которые, конечно, должны быть, но не как единственный выход в одинокой старости. Важно также, чтобы доступ к услугам был физически доступным и одинаковым и в городах, и в сельской местности. В этой связи Татьяна Пронько отметила важность поощрения и поддержки государством общественных объединений, которые оказывают помощь пожилым.

При этом она отметила, что качество услуг необходимо контролировать, а их пакет формировать с участием потребителей — пожилых людей.

Те деньги, которые уходят у нас на содержание коек в интернатах для престарелых, вполне можно перераспределить на программы, которые позволяют человеку стареть дома. Бывает, для того, чтобы никуда не уезжать, достаточно развозить старикам горячее питание, создавать центры дневного пребывания и как можно активнее внедрять в повседневную жизнь приспособления, расширяющие возможности самообслуживания.

Сегодня в Беларуси работает 34 отделения дневного пребывания для пожилых. И хотя год назад их было еще меньше — всего 13, но и имеющиеся сейчас — для страны это капля в море.

«Опыт европейских стран показывает, что профессиональный уход дома наиболее эффективен и выгоден, — отметила Татьяна Пронько. — Этот опыт можно адаптировать в Беларуси, это несложно. В любом случае, для внедрения того или иного опыта необходим анализ положения дел и оценка экономической целесообразности. В этой связи механизм соцзаказа будет давать больше возможностей для услуг на местах».


  • Отношение к пожилым людям определяет степень зрелости государства, всё познаётся в сравнении. Как же живут наши старики по отношению к европейским старикам?