Прокуратура: здравоохранения нет в списке самых коррумпированных сфер

Мнение о коррумпированности системы здравоохранения возникло не на пустом месте...

Система здравоохранения не входит в число сфер, наиболее подверженных коррупционным рискам. Такого мнения придерживается Генеральная прокуратура.

В Беларуси действительно есть сферы, которые «являются весьма коррупциогенными, но говорить, что медики являются самыми коррумпированными, не совсем объективно», отметил начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генпрокуратуры Павел Родионов 13 февраля на коллегии комитета здравоохранения Мингорисполкома.

Павел Родионов
Фото агентства «Минск-Новости»

По информации Павла Родионова, в прошлом году прокуратура изменила систему деятельности организаций здравоохранения по профилактике коррупционных правонарушений. Были упразднены «бесполезные, ненужные так называемые антикоррупционные комиссии в низовых структурах здравоохранения, в частности, в поликлиниках».

Кстати, медики, участвовавшие в коллегии, встретили слова представителя Генпрокуратуры аплодисментами.

Государственная система здравоохранения в целом в стране и в столице в частности оперативно реагирует на возникающие проблемы, отметил Павел Родионов.

Количество жалоб на работу учреждений здравоохранения в Минздрав уменьшилось за прошлый год на 5%, а число признанных обоснованными — более чем на треть. Аналогичная тенденция существует по обращениям в органы прокуратуры, сказал Родионов:

«Однако снижение общего количества жалоб не означает, что среди медиков нет такого явления, как равнодушие и порой непрофессиональное отношение к выполнению профессиональных обязанностей. Вопросы качества оказания медпомощи, соблюдения норм деонтологии и этики находятся в поле зрения прокуратуры».

Дмитрий ПиневичПервый заместитель министра здравоохранения Беларуси Дмитрий Пиневич отметил, что хотя «формально антикоррупционные комиссии и не будут работать», на местах по-прежнему необходимо проводить оценку коррупционных рисков. Эффективность использования бюджетных средств является антикоррпуционной составляющей работы руководителей учреждений здравоохранения, подчеркнул Пиневич и призвал не забывать о «карте коррупционных рисков»

Как рассказала Naviny.by участвовавшая в работе коллегии руководитель одной из минских поликлиник, «в настоящее время антикоррупционные комиссии по-прежнему собираются несколько раз в месяц».

«Вы не представляете, как они отвлекают административный персонал и врачей от работы! Какие у нас взятки — в поликлинике? О карте коррупционных рисков я вообще слышу впервые. Что тут скажешь — не одно, так другое», — сказала главврач поликлиники.

Отметим, что мнение о коррумпированности системы здравоохранения возникло не на пустом месте, а подтверждалось результатами опроса, проведенного в 2011 году Информационно-аналитическом центром. По результатам этого опроса оказалось, что поборами именно в здравоохранении озабочены белорусы больше всего.

Что же изменилось с 2011 года, раз теперь прокуратура не считает медиков повальными взяточниками?

Можно предположить, что врачей запугали настолько, что они перестали брать. Однако медиков то и дело ловят за руку. Чаще всего в первичном звене за продажу больничных

О громких делах, связанных со взятками в стационарах, не слышно. Однако кто сталкивался с системой, знает, что в больницах считается правилом хорошего тона благодарить. И не только конфетами и коньяком.

Врачей, в стационарах особенно, благодарят, а на самом деле им платят, чтобы подвинули в очереди на операцию, чтобы ее сделал лучший хирург, чтобы положили в больницу, несмотря на нехватку мест.

Эти благодарности недоказуемы. Люди не станут заявлять на хорошего врача, которому заплатили за свою или жизнь родственника. Люди считают, что доплачивают то, что недоплатило государство.

Средняя зарплата врачей за 2014 год увеличилась на 24% к уровню 2013 года и составила 7 млн. 443,5 тыс. рублей, среднего медперсонала увеличилась на 27% до 5 млн. 494,9 тыс. рублей, младшего — на 27% до 4млн. 332,7 тыс. рублей.

Игорь ЮркевичКак отметил председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Игорь Юркевич, такая зарплата выходит с учетом совмещения: у врачей в среднем на 1,3, у среднего медперсонала — на 1,5 ставки.

Такая работа — это усталость и перегрузки, а значит, снижение качества и неудовлетворенность. При таких условиях работы дефицит медиков неизбежен. А любой дефицит является хорошей почвы для коррупции.

При этом количество врачей в столице за последние пять лет увеличилось на 1073, а медицинских сестер — на 951 человека. В настоящее время в Минске работает 9542 врача и 16 803 медсестры (в 2013 году — 9263 и 16 807 соответственно, в 2010-м — 8469 и 15 852).

Укомплектованность врачами-терапевтами улучшилась, но социальный стандарт (один врач на 1700 жителей) по-прежнему не выполняется. По итогам 2014 года этот показатель составил 1732 жителя. Неблагоприятная ситуация в этом плане сохраняется, по словам Игоря Юркевича, в Ленинском и Центральном районах.

В некоторых поликлиниках города укомплектованность врачами не дотягивает и до 60%. В целом укомплектованность врачами-терапевтами в столице сегодня 83,7% против 74,3% в 2012-м.

Игорь Юркевич отметил, что минские медики ежемесячно получают доплаты из бюджета города и обратил внимание руководителей учреждений здравоохранения на необходимость «повышения оплаты труда из внебюджетных источников».

В настоящее время на зарплату медиков приходится более 50% всех эксплуатационных расходов системы здравоохранения.

Для закрепления кадров Игорь Юркевич считает важным решение жилищного вопроса, создание достойных условий труда. «От того, какие условия мы создадим на базах клиник, будет зависеть как репутация учреждений в студенческой среде, так и приток реальной рабочей силы», — сказал Юркевич.


  • Повышать зарплату нужно гибко, а не всем сразу. Пусть идиоты получают 5 млн, а хороший врач - 15. И в медицине многое изменится к лучшему. Насколько врач хорош или плох видят и коллеги, и пациенты. В наше время информация о высоком профессионализме врача распространяется со скорость света.