Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Чернобыльская зона. 30 лет после аварии
    Накануне 30-летия катастрофы на Чернобыльской АЭС корреспонденты БелаПАН посетили так называемую зону — места, которые наиболее пострадали от радиационного загрязнения.
  2. Ну, теперь точно весна пришла: над Барановичами — стаи попугаев
    Экзотических птиц уже оценили знатоки — с жителя этого города суд постановил взыскать 116 миллионов рублей.


Общество

Как сделать экономию в системе ЖКХ выгодной. Опыт Эстонии


В Беларуси экономия потребляемых жилищным фондом ресурсов населению неинтересна, так как государство, выполняя свою часть социального контракта, удерживает низкие тарифы. В Эстонии же энергосбережение и реновация — устойчивый тренд жилищной политики последних нескольких лет. 

 

«Это преступление — держать открытыми окна в отопительный период, — говорит, показывая на многоквартирную панельную девятиэтажку, руководитель бюро Таллинна и Харьюмаа Союза квартирных товариществ Эстонии Раймо Йыгева. — В домах, где прошла реновация, такое встретишь редко. Там жильцы не только живут в более комфортных условиях, но и платят меньше за коммунальные услуги».

Средства на реконструкцию жилья выделяет государственный фонд Kredex. Поддержку могут получить квартирные товарищества и местные самоуправления.

«Обязательным условием для предоставления поддержки является проведение аудита энергоэффективности дома, которая должна улучшиться в результате реновации», — отметил представитель фонда Хейкки Парве.

При реконструкции жилья меняют отопительную и вентиляционную системы, утепляют наружные стены и крышу, устанавливают тройные стеклопакеты.

Мероприятия по реновации очень затратные. Из 22 тысяч многоквартирных эстонских домов реконструированы в той или иной степени 4 тысячи, а полностью — только 600 зданий.

Например, общий объем инвестиций на реновацию девятиэтажного 162-квартирного дома в Таллинне составил 2 062 000 евро, из которых средства Kredex — 721 600 евро (35%). Остальное — кредит, который жители дома будут выплачивать в течение 20 лет (0,94 евро за квадратный метр площади под 3,8% годовых). 

 Работы длились около года, но обычно успевают в два раза быстрее. Теперь управляющий дома Анвар Кима со своего ноутбука наблюдает, как работают системы отопления, электроснабжения, вентиляции. Чтобы управлять системой и анализировать работу, нужен лишь интернет.


Так здание выглядело до реновации.  


Таков его экстерьер сейчас.

Был отремонтирован и утеплен фасад, улучшена изоляция крыши, поставлены тройные стеклопакеты. Исчезли мостики холода — лоджии теперь находятся на плоскости здания, что позволяет сберегать тепло. Проведен ремонт системы отопления, в квартирах установлены новые радиаторы с индивидуальными термостатами.

На обогрев дома работает и современная вентиляционная система. Ее монтаж — достаточно сложный процесс, так как требует установки в стены или окна автоматических приточных клапанов, вытяжных решеток для ванной, кухни и туалета, а также автоматических кондиционеров. Однако эффект всё окупает — тепло фактически не отдается наружу.

Все коммуникации расположены частично в подвале, частично на крыше. 

 

«До реновации цена тепловой энергии на квадратный метр была 1,11 евро, теперь 0,45. Таким образом, люди экономят. В целом потребление энергии упало на 34%. За период около двух лет удалось сэкономить около 78 тысяч евро», — рассказывает Анвар Кима.

Весь проект должен окупиться примерно за двадцать лет, а вот системы теплообмена начнут работать в плюс уже через шесть лет после запуска.

В немодернизированном доме в Таллинне квартплата зимой за квартиру площадью 70 кв. метров может оставлять около 300 евро. В доме, которым управляет Анвар Кима — 170-180 евро, из них около 50 евро за отопление. При этом средняя зарплата в Эстонии в прошлом году была около тысячи евро.

Еще меньше платят в отопительный период вот в этой таллиннской пятиэтажке, на крыше которой после реконструкции появились солнечные батареи. 

 

«У нас не так мало солнечных дней, чтобы не использовать потенциал солнечного света, — член правления квартирного товарищества дома Геннадий Вахер. — В результате утепления дома, замены коммуникаций, окон и использования инноваций, направленных на накопление тепла, его цена для жителей снизилась в 3,5 раза. Удельное теплопотребление соответствует классу С и составляет в среднем 56 кВ/ч. Мы рассчитываем на то, что когда мы реализуем проект полностью, потребление тепла из города снизится почти в 10 раз». 

 Кстати, еще одна статья экономии — выполняющий функции управляющего Геннадий Вахер является жильцом этого же дома, поэтому плату за свои услуги берет совсем небольшую — около 140 евро: «Я занимаюсь бухгалтерией, техническим обслуживанием. Конечно, не делал бы такую работу за такие деньги, если бы не жил в этом доме. Еще у нас работает уборщица, а также есть договоренность о сантехническом обслуживании».

Решение о том, как будет модернизироваться дом, принимается на общем собрании жильцов. Далее управляющий представляет их интересы в переговорах с ремонтно-строительными компаниями.

Управляющий — частное лицо или компания — выбирается жильцами, то есть членами квартирных и жилищных товариществ, являющихся юридическими лицами. Многие из них входят в Союз квартирных товариществ Эстонии. Здесь проводят обучение управляющих, консультируют жильцов и так далее.

Как подчеркнул исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Калёнов, в странах Западной Европы обычной практикой является, когда собственник отвечает за содержание жилья и решения, связанные с его эксплуатацией. Например, в Эстонии нет чиновников, курирующих ЖКХ — ни в мэриях, ни в правительстве.

Характерно, что в Эстонии более 95% квартир находятся в частной собственности. Всего стране около 1700 квартирных товариществ. В Беларуси ситуация схожая — около 92% квартир в частной собственности, но традиции принимать решения по важным вопросам, касающимся домовладения, у собственников жилья нет. В стране около 82 тысяч многоквартирных домов, а квартирных товариществ на порядок меньше.

Кроме того, в Беларуси тарифы на коммунальные услуги субсидируются государством, и из-за их относительной дешевизны население не задумывается об экономии.

Около 70% жилых домов в нашей стране были построены до 1994 года, то есть эта часть жилого фонда конструктивно не приспособлена к поквартирному учету тепла, а собственники жилья не могут влиять на уровень его потребления.

Это означает, что в случае, если власти не смогут методом ручного управления сдерживать тарифы для населения, белорусов при отсутствии навыков экономии и применения энергоэффективных технологий в жилье, ждут непростые времена.


Материал подготовлен по результатам поездки в Эстонию белорусских экспертов. Поездка организована фондом Kredex.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева