Метадоновая терапия. Личное мнение министра против мирового опыта

Метадоновую заместительную терапию для наркоманов проводить нельзя, заявил глава МВД Беларуси...

Метадоновую заместительную терапию для наркоманов проводить нельзя, заявил глава МВД Беларуси. Медики же считают терапию эффективной стратегией снижения вреда от употребления наркотиков.

Министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич высказался против использования метадоновой терапии.

Игорь Шуневич

«Это мое личное мнение, не претендующее на истину, — подчеркнул министр, общаясь с журналистами 13 мая в Палате представителей. — С точки зрения гражданина, который немного знаком с этим вопросом, заместительную метадоновую терапию проводить нельзя. Доводов много — прежде всего тот, что государство берет на себя миссию подмены одного наркотика на другой. Функция борьбы с наркоманией не выполняется, люди не лечатся».

Еще одна сторона проблемы — в Беларуси метадон не производят. «Пока мы его получаем, всё в порядке. Но если доноры откажутся помогать, что мы будем делать дальше? Над этим стоит подумать», — отметил глава МВД.

Пилотный проект по внедрению заместительной метадоновой терапии был реализован в Гомельском наркологическом диспансере в 2007 году. Второй пункт выдачи метадона начал работать в июле 2009 года в Минском наркологическом диспансере.

Сегодня заместительная терапия в нашей стране — это компонент проекта Программы развития ООН «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь», осуществляемого в сотрудничестве с Министерством здравоохранения.

Сейчас реализуется третий этап проекта. На его финансирование с января 2013 года по декабрь 2015-го должно быть направлено 14,98 млн долларов.


Для назначения заместительной терапии пациент должен соответствовать следующим требованиям:

• Состоять на официальном учете в наркодиспансере;
• Иметь стаж употребления внутривенных наркотиков не менее двух лет;
• Предпринять не менее двух попыток стационарного лечения от наркомании;
• Пациент не должен быть моложе 18 лет.


При проведении заместительной терапии пациенту подбирают дозу, при приеме которой он чувствует себя комфортно. При постоянном приеме метадона внутрь его концентрация в крови стабильна, и, таким образом, пациент не испытывает ни эйфории, ни ломки. В отличие от других методов лечения, заместительная терапия оказывает положительный эффект в 60-70% случаев, отмечают специалисты. Возможно постепенное снижение дозы метадона с перспективой полного отказа от его употребления.

Метод заместительной терапии наркомании в Беларуси применяется в отношении пациентов, которые страдают от наркотической зависимости и безуспешно опробовали другие способы лечения. Беларусь перенимает европейский опыт, когда тяга к опиоидным наркотикам подавляется путем назначения лекарственного препарата, в данном случае метадона.

По результатам проведенного Министерством здравоохранения анализа, наиболее значимыми результатами внедрения заместительной терапии являются нормализация жизненного стиля, улучшение социального статуса, трудоустройство, восстановление отношений с семьей, отказ от «уличных» наркотиков.

Иван Коноразов. Фото dompressy.byЕсли пять лет назад количество наркозависимых в Беларуси, получающих терапию метадоном, составляло 187 человек, то сегодня — более тысячи, сообщил Naviny.by главный нарколог Минздрава Иван Коноразов.

Заместительную терапию проводят в 19 пунктах, размещенных в 18 учреждениях здравоохранения. Государство предоставляет инфраструктуру и кадровое обеспечение.

Действительно, терапия метадоном — это не лечение наркомании. «Программа заместительной терапии является частью стратегии снижения вреда потребления наркотиков, — отметил Иван Коноразов. — Наркозависимые не страдают от прекращения приема психоактивных веществ, а также не получают эйфории, которой сопровождается потребление наркотиков».

Использование заместительной терапии позволяет уменьшить число заражений ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся через кровь при потреблении инъекционных наркотиков, подчеркнул главный нарколог. В результате использования метадона уменьшается число правонарушений среди наркозависимых, люди работают, восстанавливают семейные отношения.

Безусловно, среди множества способов лечения опиоидной зависимости есть и методы, направленные на полное воздержание от наркотика, и методы, направленные на снижение вреда от его употребления. Для большинства больных полный отказ от употребления наркотиков является недостижимой целью.

Заместительная терапия, хоть и не лечит, но является средством защиты не только наркозависимых, но и окружающих их людей от инфекций и противоправных действий.

Если личное мнение министра повлияет на то, что государство откажется от метадоновой терапии, расходы на преодоление последствий наркомании (лечение, содержание в учреждениях здравоохранения, местах заключения, затраты на преодоление противоправных действий) будут значительно больше, чем закупка метадона для заместительной терапии.


  • Личное мнение министра я лично поддерживаю. Оно видится вполне логичным.
  • личное мнение министра не поддерживаю. Доводы такие как: где мы купим метадон и мы вводим наркотик в население... Это полный бред. Метадон произвести могут в подвале и с успехом производят. это первое. Второе,что делать с наркоманами? Как их лечить? Министр не говорит ничего.
  • Лечение метадоном?)) Это как алкоголика пивом лечить)) Бред, естественно. Существует много мифов, как можно бросить наркотики. Лечение метадоном - один из них. Вот последние слова в статье - правда: расходы на преодоление последствий наркомании (лечение, содержание в учреждениях здравоохранения, местах заключения, затраты на преодоление противоправных действий) будут значительно больше, чем закупка метадона для заместительной терапии. Вот и вся причина. Лучше бы реабилитации эффективные поддерживали...