Беларусь приняли в Болонский процесс с широко закрытыми глазами

Высшее образование в Беларуси и европейские принципы. На несоответствия закрыли глаза...

 

Со второй попытки Беларусь приняли в Болонский процесс. Что это означает для системы образования страны?

Это решение было оглашено на конференции министров Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) 14 мая в Ереване. В конференции участвуют представители около пятидесяти стран. При обсуждении белорусского вопроса европейские министры говорили об условиях для вступления в Болонский процесс, а именно дорожной карте. Причем, звучало мнение, что дорожная карта должна стать не пожеланием конференции министров, а требованием. Правда, какие конкретно меры необходимо будет принять Беларуси, пока не сообщается.

Последнее мероприятие такого уровня проходило в 2012 году, когда вопрос вступления Беларуси в Болонский процесс должны были рассмотреть, но не стали этого делать. Вопрос Беларуси был снят с повестки дня, так как рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности страны присоединиться к европейскому пространству высшего образования в связи с невыполнением его принципов — автономии университетов, академических свободы и участия студентов в управлении образованием.

Невключение в Болонский процесс — случай беспрецедентный. Отказы, правда, были и ранее. Так, в 2007 году заявки Израиля, Косово и Кыргызстана были отклонены, потому что эти страны не ратифицировали Европейскую культурную конвенцию. Беларусь же к конвенции присоединилась. Таким образом, впервые заявку страны, которая хотела войти в Болонский процесс, отклонили из-за несоответствия государства критериям европейского пространства высшего образования. При этом в Болонский процесс были приняты также далекие от демократических стандартов Казахстан и Азербайджан.

Что изменилось теперь в политике и системе высшего образования страны?

Директор департамента по образованию Совета Европы Шур Берган во время визита в Минск в апреле, отвечая на вопрос о том, как вступление в Болонский процесс соотносится с преследованием инакомыслящих в университетах Беларуси, сказал, что «этот вопрос изучается». «В любом случае политическая ситуация в стране более благоприятная, чем в 2012 году, когда Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс», — считает чиновник СЕ.

Судя по всему, вопрос изучили и на некоторые несоответствия решили закрыть глаза. Минск сегодня играет роль геополитического миротворца, и это, судя по всему, устраивает Евросоюз. Принятие Беларуси в Болонский процесс в этой связи — важный для Минска и не требующий значительных усилий для ЕС шаг навстречу.

Сейчас в Болонский процесс входит 47 стран, в том числе Россия, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина. Болонский процесс по сути направлен на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Создание ЕПВО должно способствовать повышению конкурентоспособности системы высшего образования Европы и ее привлекательности, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства.

Что сделано в Беларуси с 2012 года?

С 2012 года в Беларуси шла работа по присоединению к Болонскому процессу.

Так, на первой ступени образования введена дифференциация сроков подготовки от четырех до пяти лет. Магистратура выделена в отдельную ступень подготовки, есть интегрированные программы по особо сложным специальностям, обучение по которым на выходе дает квалификацию на уровне магистра.

Изменилась к лучшему ситуация с представленностью студентов в советах университетов. Еще в начале 2015 года положение Минобразования, которое предписывает 25-процентное представительство студентов в органе самоуправления вуза, не соблюдалось. Теперь ситуация иная.

По мнению министра образования Михаила Журавкова, Беларусь «давно готова» к вступлению в Болонский процесс, а предъявляемые ей претензии «лежат не в сфере образования, а в другой сфере».

«Но мне кажется, я даже уверен, что в этом году у нас все получится. И мы спокойно, без суеты станем членами Болонского процесса», — прогнозировал министр в начале этого года.

Была создана группа национальных экспертов по реформе высшего образования. В ее задачи ставилось содействие модернизации высшего образования, информирование о развитии национальной системы высшего образования, укрепление связей с Болонским процессом. Белорусские эксперты участвовали в международных семинарах, где перенимали опыт и методики реализации принципов Болонского процесса. Правда, в публичной сфере деятельность группы была практически не заметна.

Большую работу за это время провел Общественный Болонский комитет. Была подготовлена редакция Кодекса об образовании, суть изменений в который — в приближении белорусской системы высшего образования к стандартам академического процесса стран, входящих в Европейское пространство высшего образования. Минобразования на эту инициативу не отреагировало.

Также было подготовлено несколько исследовательских работ, проведен мониторинг академических свобод и автономии университетов. Однако диалога между экспертами Общественного Болонского комитета и Министерством образования нет.

Что изменится с вступлением в Болонский процесс?

Владимир ДунаевЧлен Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает, что претензии, которые были предъявлены Беларуси в 2012 году, актуальны и теперь. Эксперт отметил, что небольшой прогресс можно констатировать разве что в части структурных изменений. Однако инструмент интеграции с европейской системой высшего образования –– приложение к диплому европейского образца –– в Беларуси не используется.

«Ситуация с академическими свободами, университетской автономией не изменилась в лучшую сторону, скорее наоборот. Гродненский кейс является красноречивым тому доказательством», –– сказал Владимир Дунаев.

Что касается участия студентов в управлении университетов, результаты соцопроса Общественного Болонского комитета среди студентов показали, что хотя в большинстве вузов доля студентов в Советах университетов и соответствует требованиям законодательства, чаще всего студенты вообще не осведомлены о существовании такого органа управления. Таким образом, проблема участия студентов в управлении университетами остается актуальной.

Тамара МацкевичЗаместитель председателя Таварыства беларускай школы Тамара Мацкевич уверена, что «однозначно назавтра после вступления в Болонский процесс ничего не случится».

Она констатировала, что европейские структуры не занимают принципиальной позиции в отношении не только Беларуси, но и других стран. И это дает возможности белорусской стороне для злоупотреблений.

«Обратите внимание, что и на этапе подготовки к вступлению в Болонский процесс ничего не произошло в сфере академических свобод — не уменьшились репрессии в сфере образования. Не появилось больше возможностей для мобильности студентов», — сказала Тамара Мацкевич в комментарии для Naviny.by.

И все же «на уровне беспочвенного оптимизма» Тамара Мацкевич верит, что «сам факт присутствия в Болонском процессе станет препятствием для того, чтобы кого-то исключили из вуза, а кого-то не отпустили на стажировку».

«Я надеюсь, — отметила заместитель председателя Таварыства беларускай школы, — что найдутся люди, которые используют новые возможности».

Светлана МацкевичУ эксперта Агентства гуманитарных технологий Светланы Мацкевич нет особых ожиданий по поводу произошедшего:

«Я не вижу оснований к оптимизму по поводу вступления Беларуси в Болонский процесс, если не рассматривать какие-то наносные вещи, не связанные с реформами образования. Не исключено, наше вступление в Болонский процесс будет вынуждать белорусскую систему высшего образования проводить структурные изменения. Это может коснуться сроков обучения, вида диплома и приложения к нему. Возможно, выпускники смогут выходить на более обширные рынки труда».

По мнению эксперта, «при всей ненормальности нашей системы образования вхождение в Болонский процесс могло бы привести к интенсификации реформ, но для этого не видно предпосылок, это не включено в повестку дня».

Если же реформ не будет, а сохранится существующая система управления в образовании и его идеологическая составляющая, то белорусское образование, даже являясь частью европейского образовательного пространства, сделает еще один шаг «к полному краху».

«Если не будет в стране обсуждаться тема академических свобод, автономии университетов, содержания образования, то вступление в Болонский процесс будет для нас тем же, что и смена мест слагаемых, в результате чего, как известно, сумма не меняется», — подытожила эксперт.