Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Дополнительный набор в вузы. Кто остался без студентов?
    Порядка 100 бюджетных мест в вузах так и остались без студентов.
  2. Битва за знания. Конфликт учащихся с директором колледжа завершился отчислением половины группы
    Страсти разгорелись в Буда-Кошелевском аграрно-техническом колледже…


Общество

«Беларусь без крайностей». Новая белорусская заявка на Шнобелевскую премию


Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.

«Либеральный клуб» для Naviny.by


Антон БолточкоАнтон Болточко

Неденежная денежная поддержка

Президент Беларуси потребовал от правительства две, казалось бы, противоречивые вещи: не допустить эмиссионного кредитования экономики (читай — не печатать пустые деньги) и поднять промышленность с колен.

Противоречивыми они казались потому, что госпредприятия Беларуси без серьезной реструктуризации и реформирования с трудом могут преодолеть кризисный период. А самым простым способом их поддержать является ресурсная поддержка со стороны государства.

В итоге правительство придумало не совсем изящную, но достаточно замысловатую схему кредитования промышленных предприятий через гособлигации. В очень упрощенном виде она выглядит так: Минфин выпускает облигации — продает их банкам — передает полученные деньги предприятиям, которые потом должны их заработать и вернуть.

Два ключевых слова в этом процессе — «заработать» и «вернуть». Ведь деньги даются предприятиям, которые входят в список самых убыточных в стране: МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ и т.д.

При этом средства, полученные от Минфина, предприятия должны направить на пополнение оборотных активов и погашение кредиторской задолженности, т.е. не на развитие, а на закрытие финансовых дыр.

Соответственно, правительство надеется разве что на скорое восстановление конъюнктуры рынка с последующим ростом спроса на отечественные товары, а не на улучшение конкурентных позиций белорусской промышленности.

Второй момент — эмиссия облигаций или других ценных бумаг концептуально не отличается от денежной эмиссии, от которой предостерегал Лукашенко. В чем-то она даже хуже: облигации Минфина будут номинированы в валюте (доллар США), что может усилить давление на иностранные активы банков и отразиться на валютном рынке страны. Как итог — необходимость усиления поддержки курса белорусского рубля за счет и так просевших золотовалютных резервов с возрастанием инфляционных процессов в экономике.

Решение принято, документы подписаны. Остается наблюдать!


Никита БеляевНикита Беляев

Общественный контроль… над коррупцией

В новом законе о борьбе с коррупцией будет предусмотрен механизм общественного контроля. Об этом в своем недавнем выступлении заявил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.

В целом общественный контроль позволяет повысить эффективность механизма контроля. Поэтому такое нововведение законодателей — хотя бы как намерение — уже заслуживает положительных отзывов. Другое дело, что до сих пор неизвестно, как этот механизм будет работать в Беларуси, ведь пока в других сферах о полноценной реализации контроля со стороны общества речи не идет.

В первую очередь нужно отметить, что единого нормативного акта, регламентирующего общественный контроль, не существует. В зависимости от сферы этот механизм регулируется либо постановлениями Минюста и Совмина, либо указами президента. Из-за этого не закреплено единых критериев его осуществления.

Кроме того, общественный контроль в Беларуси распространен лишь в нескольких сферах: над соблюдением прав заключенных и трудового законодательства. Если в первом случае контроль могут осуществлять (с оговорками) общественные организации, то во втором — лишь официальные профсоюзы. Вдобавок, согласно указу президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», правом осуществления общественного контроля в виде проверок наделены только профсоюзные организации.

Получается, что возможности этого инструмента в Беларуси ограничены. Таким образом, и общественный контроль над коррупцией в Беларуси, вероятнее всего, будет развиваться по одному из двух указанных выше вариантов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Если антикоррупционный общественный контроль поручат лишь профсоюзам, его эффективность (учитывая особенности функционирования этой организации) будет крайне низкой. Остается надеяться, что власти выберут вариант с более широким привлечением общественных организаций. Тогда все будет зависеть от механизма выбора этих общественных контролеров.


Вадим МожейкоВадим Можейко

Беларускасць — не андэграўнд, а поспех


2 ліпеня ў мінскім Міжнародным адукацыйным цэнтры імя Ёханэса Раў (IBB) прайшоў шосты штогадовы Фестываль беларускамоўнай рэкламы і камунікацыі Adnak.

Безумоўным фаварытам была грамадская кульутрніцкая пляцоўка «Арт Сядзіба», якая атрымала Гран-пры за свае знакамітыя вышымайкі і яшчэ 10 дыпломаў за розныя культурніцкія праекты. Таксама шмат узнагарод атрымалі прафесійныя рэкламныя агенцтвы, стваральнікі рэкламных кампаній для буйнога бізнэсу.

Але ж галоўнае ўражанне ад фестываля (а мо і галоўны вынік яго шасцігадовай працы) — гэта татальная змена стаўлення да беларускай мовы. Размаўляеш па-беларуску — значыць, ты маргінал, змагар-лузер, фрык з падполля? Мінулае стагоддзе! Сёння на беларускай мове камунікуюць паспяховыя, модныя людзі ды такія ж бізнэсы. Іх асяроддзе — не гета, рэзервацыя, а сучасныя пляцоўкі ў кампаніі новай грамадскай ды культурнай эліты.

Віктар Марціновіч фармуляваў гэта як «канец эры беларускамоўных фрыкаў». Тыя, хто агрэсіўна налятае на ўсіх навокал з абвінавачваннямі ў здрадзе радізме (бо «размаўляеце па-руску, а гэта значыць, што страляеце ў свой народ») і крытыкуе што заўгодна толькі таму, што пра яго распавядаюць не па-беларуску, сёння ўжо ніяк не адлюстроўваюць беларускамоўную грамаду. І, шчыра кажучы, дзякуй богу, бо карысць для беларускай мовы ад такой дзейнасці выклікала вялікія сумневы.

Цалкам згодна з канцэпцыяй новый эліты Дэвіда Брукса беларушчына робіцца паспяховай ды элітарнай, асабліва ні з кім не змагаючыся. Высілкі сучасных рухавікоў беларускасці — такіх, як «Будзьма беларусамі!» і «Арт Сядзіба» — накіраваныя не на агрэсію і барацьбу з ворагамі, а на рэальную штодзённую працу па прасоўванні беларускай мовы ды культуры.

Зрэшты, людзі і арганізацыі, якія гэтым займаюцца, паралельна і самі робяцца паспяховымі ды папулярнымі. І гэта таксама працуе на карысць беларушчыне. А фестываль Adnak цудоўна сабраў усё гэта ў адным месцы ды нагадаў нам, што быць беларусам — гэта крута.


Александр Филиппов Александр Филиппов

Новый претендент на Шнобеля

30 июня председатель Совета Республики и по совместительству один из архитекторов белорусского экономического чудо-юда Михаил Мясникович предложил взимать НДС за посылки, которые приходят к белорусам из-за рубежа. А уже 2 июля Нацбанк разослал всем банкам поручение проработать соответствующий вопрос.

Странно слышать такие экономические идеи от доктора экономических наук Мясниковича. Напомним, что до сих пор только российский ВАК лишал чиновников научных степеней и званий.

Также удивляет, что, по мнению главы верхней палаты парламента, «Белпочта» не имеет дохода от обработки посылок из-за рубежа. Неужели почта нашей страны является единственным оператором в мире, работающим на благотворительных началах? Если это вдруг и правда так, то претензии стоило бы предъявить к качеству управленческой деятельности самого Михаила Мясниковича на посту премьер-министра.

Если же почта выступает каналом ввоза товаров для последующего коммерческого использования без уплаты таможенных пошлин, то претензии логичнее было бы адресовать не невиновным физлицам, а таможенным органам.

Удивляет и непонимание доктора экономических наук, что далеко не каждая посылка является проданным товаром. Она вполне может быть, например, подарком.

Если вернуться к белорусским новациям, то сама практика дополнительного взимания НДС при оплате картой в интернете смело может претендовать на Шнобелевскую премию.

Сам механизм абсолютно непонятен. Что делать, если поставщик не вышлет товар и вернет деньги? Вправе ли власти страны-отправителя заявить свои претензии на НДС на товары, произведенные и фактически проданные на их территории? Что делать с договорами об избежании двойного налогообложения? Как инициатива соотносится с интеграционными проектами в рамках ЕАЭС?

Может, пора заняться рыночным развитием белорусского легпрома и реформами в экономике, а не пытаться ограничить посылки из китайских интернет-магазинов?

Оценить материал:
Средний балл - 4.73 (всего оценок: 37)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • "Пятёрка" за умысел. Но эти парни не связаны с моим недофинансированным положением - человека из "реальной экономики". Я добродушно-приветлив, но они занимают положение "над схваткой"... Т.е., они чужеродны той реальной среде, о которой пишут. Мне не нравится сам подход - точно к мухе-дрозофиле на предметном стекле микроскопа. ...