Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Ковер из живых цветов выстлали в Гомеле для митрополита Павла
    «Цветов было очень много — хороший прицеп», — уточнил протоиерей.
  2. Дело Жемчужного: признают ли правозащитника политзаключенным?
    О Михаиле Жемчужном, хотя он и являлся учредителем правозащитной организации, общественности известно немного…


Общество

«Беларусь без крайностей». Куда устремится курс рубля и да ну эту нефть!


Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.

«Либеральный клуб» для Naviny.by


Евгений ПрейгерманЕвгений Прейгерман

Где искать нефть с газом?

Новостные ленты ушедшей недели пестрели заголовками на тему рассуждений президента о нефти и газе:

«Я просто не верю, что у нас нет больших объемов нефти и что в наших недрах отсутствует природный газ. На подобных территориях в России и других странах добывается немало нефти и природного газа, а также ценных металлов — то, что создает основу благосостояния и устойчивости любой экономики любого государства».

Рассуждения эти не новые: нечто подобное Александр Лукашенко уже говорил и ранее. Оно и понятно. Кто же не хочет своей стране побольше полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, от которых так сильно зависима экономика Беларуси. Тем более в условиях очень серьезных экономических проблем, которые необходимо решать властям и всему белорусскому обществу.

Но вот только не дай Бог этим благим пожеланиям сбыться! Такое открытие стало бы настоящей трагедией для нашей национальной конкурентоспособности в современном мире.

Наблюдения за богатыми энергоресурсами странами однозначно свидетельствуют о том, что большинство из них имеют большие проблемы с развитостью экономик, коррупцией и всеми другими «прелестями» природного изобилия. Отсюда и возник популярный термин «нефтяное проклятие». Мы его, кстати, также на себе испытываем благодаря братской российской нефти. Правда, размеры проклятия в нашем случае, разумеется, не те.

Так что же такого ужасного несут обществам нефть и газ? И почему нам лучше бы обойтись без них?

Понятно, что когда у государства под рукой вентиль, из которого течет черное золото, то у политиков и чиновников особо не возникает вопрос о том, как наполнить бюджет страны. Им проще и спокойнее качать нефть, а все другие проявления экономической жизни держать в ежовых рукавицах или просто игнорировать.

Когда же из земли бюджет не заполняется, госаппарату нужно думать о том, как помочь собственным гражданам заработать деньги и с их помощью покрыть бюджетные потребности. То есть думать об условиях для повышения собственной конкурентоспособности.

А это как раз то, чего нам так сильно не хватает. Поэтому ну ее эту нефть!


Антон БолточкоАнтон Болточко

Курс наверх

Российский рубль после почти полугодового спокойствия опять решил проверить на прочность уровень в 60 руб. за $1. Это вызвало соответствующую реакцию среди белорусской общественности: не повторится ли в нашей стране ситуация декабря 2014 года?

Учитывая, что Нацбанк изменил подход к курсообразованию, вопрос, сколько будет стоить доллар США в белорусских рубля, не совсем уместен. Интерес белорусов именно к этому вопросу понятен: они не могут в одночасье избавиться от ментальной привязки к американской валюте и поверить в белорусский рубль.

Однако если мы оцениваем стабильность национальной валюты, то стоит обращать внимание на стоимость корзины валют ($, €, российский рубль).

Определить точное значение курса на заданную дату при действующем непрерывном двойном аукционе на валютной бирже практически невозможно. Но можно предположить вероятное направление его движения — вверх или вниз.

Власти раньше уже заявляли, что белорусский рубль, скорее всего, будет постепенно слабеть к основным валютам. Сложно с этим не согласиться.

Внешние обязательства страны находятся на высоком уровне, выручка от экспорта сократилась практически на $5 млрд., государственная поддержка предприятий скажется на объемах промежуточного импорта, а физические лица со своими рекордными сбережениями в рублях могут в один момент пошатнуть официальный курс.

Однако существует важный фактор краткосрочной стабильности белорусского рубля — президентские выборы. Уже сейчас можно заметить, как действующая власть стимулирует население: пенсии приказано повысить на 5%, а пособия на детей и бюджет прожиточного минимума с 1 августа прирастают на 6-7%. При этом экономика все больше погружается в кризис.

Поддержка курса в случае неблагоприятного стечения обстоятельств (например, девальвации российского рубля) — еще одна форма задобрить население и избежать социальной напряженности. Деньги для этого найдут, как нашли их в декабре 2014 года, когда на счетах Национального банка появился неизвестный $1 млрд.


Никита БеляевНикита Беляев

Реформы в Беларуси: провал или…?


В последнее время тема реформ в Беларуси стала особенно популярной. Связано это, в первую очередь, с ухудшающимися показателями экономики.

Участвующие в дискуссиях стороны высказывают различные мнения. Одни ждут, что рано или поздно власти осознают, что существующие механизмы управления экономикой и государством давно исчерпали свой ресурс и тянут страну в бездну кризиса. Вдобавок, рецессия и требования МВФ будут этому способствовать. Другие же утверждают, что власти до последнего будут стараться сохранить статус-кво, всячески избегая реформ из-за высоких политических рисков.

Принимая 30 июня с докладом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Ковхуто, глава государства четко обозначил свою позицию в отношении реформ. В частности, Александр Лукашенко заявил о необходимости активизировать поиски нефти и газа в Беларуси, которые, по его мнению, являются основой для благосостояния и устойчивости любой экономики.

При этом стоит вспомнить, что в своих прогнозных документах Минэкономики также связывает возможный выход нашей страны из рецессии только лишь со стоимостью нефти. Получается, ни президент, ни главный разработчик реформаторских документов в стране — Министерство экономики — не связывают развитие нашей страны с реформами.

По мнению властей, преобразования не являются и не станут драйверами роста для национальной экономики. Из всего этого следует, что любые реформы воспринимаются в госаппарате не как возможности для будущего развития страны, а как необходимое зло — шаг для возобновления сотрудничества с кредиторами и не более.

В этой ситуации, когда вероятные реформы будут разрабатываться и (возможно) реализовываться не для себя, а для МВФ, Всемирного банка или еще кого-то, они заранее обречены на провал. Ведь не для себя же.

Таким образом, можно ожидать подготовки новых документов, способствующих либерализации, улучшению инвестиционной привлекательности и бизнес-климата. В то же время власти будут с надеждой следить за котировками черного золота.


Вадим МожейкоВадим Можейко

Арт-БРСМ-Сядзіба


На гэтым тыдні «Арт Сядзіба» апынулася ў цэнтры двух гісторый, якія дэманструюць як карэнныя трансфармацыі стаўлення ўлады да беларускасці, гэтак і жудасныя хібы і недапрацоўкі на гэтым шляху.

Спачатку БРСМ падхапіў акцыю «Арт Сядзібы» «#беларускаястужка — пазнач сябе беларусам». Сэнс супадае літаральна: трэба павязваць на сябе стужкі з беларускім арнаментам ды выкладаць у сацсеткі гэтыя фота з хэштэгам. Што праўда, ён зменены на больш адпаведны перадвыбарчаму перыяду: #вышыванка і #выбары2015.

Відавочна, такі крэатыў лепей за знакамітыя «Выбары-дурыбуры». Уласна палітычнай агітацыі тут і няма, толькі прасоўванне той самай нацыянальнай сімволікі ды вышыванак. Няхай бы БРСМ і надалей займаўся такім. Але ж самым моцным зрухам ёсць сама логіка: «новы камсамол» можа падхапіць акцыю незалежнай арганізацыі, якая вольна супрацоўнічае з забароненымі музыкамі ды «Радыё Свабода». Немагчыма ўявіць, каб нешта падобнае адбылося нават у 2013 годзе, а тым болей у 2010-м.

Але ж казаць пра паслядоўную лібералізацыю культурнага і грамадска-палітычнага жыцця ў Беларусі ніяк не выпадае. Быццам спецыяльна пасля гэтай гісторыі ў «Арт Сядзібу» прыйшоў мясцовы міліцыянт з разбіральніцтвам: у нейкага футбольнага фана ў Маладзечне сканфіскавалі бел-чырвона-белы сцяг, а ён сказаў, што набыў яго ў артсядзібаўскай краме symbal.by.

Відавочна, што бчб-сцяг не забаронены (ды і як можна забараніць сцяг, пад якім прыняў прысягу Лукашэнка?). Былі нават афіцыйныя паперы аб гэтым. Але ж маладзечанскія міліцыянты пра тое ня ведаюць, а афіцыйнай інструкцыі (нацыянальныя сімвалы не чапаць) не маюць.

Апошнім часам мы назіраем, як інтэнсіфікуецца рост папулярнасці беларускасці, розных нацыянальнаарыентаваных ініцыятыў, прычым як грамадскіх, так і ўладных. Пачыналі са спартоўцаў у вышымайках на МоваCup, а цяпер і БРСМ перад выбарамі абірае кампанію «Арт Сядзібы» лейтматывам сваёй працы.

Але ж з кожным месяцам усё больш відавочным робіцца недахоп адпаведнай афіцыйнай прававой базы, якая б упарадкавала мяккую беларусізацыю на месцах (дала б чыноўнікам ды міліцыянтам дакладныя арыенціры) ды выпрацавала б чаканы механізм інстытуцыяналізаванай супрацы дзяржаўных ворганаў з грамадскімі ініцыятывамі ў галіне культуры.


Александр Филиппов Александр Филиппов

Убыточная монополия?


30 июля в интервью БелТА заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец заявил, что компания надеется на возвращение статуса национальной. Для чего это надо сделать, топ-менеджер так и не пояснил, однако из контекста интервью следует, что это связано с финансовыми проблемами у «Белавиа».

Это предположение подтверждается тем, что буквально накануне генеральный директор компании Анатолий Гусаров начал жаловаться на невозможность обеспечивать пассажиров нормальным питанием, правда, отмечая при этом, что такие проблемы есть у многих авиакомпаний.

В целом, заявления руководителей «Белавиа» вызывают вопросы. Так, пассажиропоток монополиста за первое полугодие все-таки вырос — на 5,2%. Игорь Чергинец считает, что это мало, но, анализируя мировые тренды, можно отметить, что для многих успешных компаний рост и в 3% считается неплохим и совершенно не угрожает их финансовому благополучию. Так, в 2014 году весь мировой объем пассажиропотока вырос на 5%.

Игорь Чергинец привел достаточно слабые объяснения финансовых проблем «Белавиа»: конфликт в Украине, кризис в России и снижение евро к доллару. Правда, почему-то компания «Аэрофлот» нарастила пассажиропоток на 8,6% и, судя по всему, неплохо себя чувствует в финансовом отношении.

Интересно сравнить сервис и цены «Белавиа» и других авиакомпаний. Не будем брать мировых лидеров авиаперевозок и лоу-костеры. Например, можно сравнить с компанией COPA Airlines (Панама), услугами которой недавно пользовался автор. При приблизительно одинаковых по времени перелетах СОРА предоставляет полноценное питание, выбор горячего блюда, множество видов соков, индивидуальную систему развлечений на разных языках, включая русский. И в итоге… более низкую цену! Против черствой булки и отсутствия каких-либо развлечений у нашего не-национального авиаперевозчика.

Стоит ли удивляться, что белорусы даже в условиях фактической монополии «Белавиа», непростого визового режима с ЕС и расстояний до Вильнюса, Москвы и Киева голосуют рублем и не хотят поддерживать невысокую эффективность работы белорусских авиаменеджеров. И к патриотизму или его отсутствию это никакого отношения не имеет.

Кстати, отсутствие национального авиаперевозчика у Литвы не помешало Вильнюсскому аэропорту получить неофициальное название «Минск-3».

Оценить материал:
Средний балл - 4.64 (всего оценок: 34)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Наверное, объяснимо правительственное инфляционное - девальвационное воровство у населения и предприятий денежных и материальных средств в девяностых прошлого века: так это ради сегодняшних воров ваучер олигархов. А в какой стране за последние годы еще столько имеется инфляционное-девальвационное воровство у населения и предприятий, где еще большее воровство, чем в Беларуси? И что? доллар, евро, фунт стерлингов, иена... являются причиной их обесценения и отправления в могильник, как это имеет массовое место в беларуси? И при чем здесь Гагарин и американцы на Луне?
  • да, но беларусь может напечатать ТОЛЬКО столько денег, сколько заработала, чего не скажешь об остальных эмиссионных центрах: доллар, евро, фунт стерлингов, иена... они могут напечатать столько, сколько хотят, чтобы проплатить свои технологические прорывы, а мы НЕТ... таково мироустройство на данный момент... напомню, юрий гагарин был в космосе первым, а американцы на луне никогда не были...
  • 3,14здеж 100пудовый, поскольку всякая валюта привязана только и только к товарам активной торговли. Вот попробуйте не покупать компьютеры, легковые автомобили, которых чисто беларуских нет, а только выставляйте на продажу беларуские велосипеды, мотоциклы, спички и что? много напрямую, кроме через третью страну, например, через Московию-Россию, в этих странах наторгуете?
  • Интерес белорусов именно к этому вопросу понятен: они не могут в одночасье избавиться от ментальной привязки к американской валюте и поверить в белорусский рубль. Однако если мы оцениваем стабильность национальной валюты, то стоит обращать внимание на стоимость корзины валют ($, €, российский рубль). === и белорусский, и российский рубль, и евро привязаны к доллару: основной резервной валюте... автору разве не известно: «Permit me to issue and control the money of a nation, and I care not who makes its laws». «Повольте мне выпускать и управлять деньгами нации, и меня не волнует, кто создаёт её законы». почему авторы тогда винят во всех безобразиях белорусские власти, а не кого-то другого?
  • Александр Привалов: Рассуждения о том, что наше сырьевое богатство есть чуть ли не проклятие России и, будь у нас поменее нефти, мы бы развивались гораздо энергичнее, всегда казались мне дикими. У людей, теряющих зрение, замечательно обостряется слух, но никто же не желает себе ослепнуть. Другое дело, что всякое везение не вечно, а потому сопряжено с обоснованным страхом остаться на бобах, когда оно закончится.