Рынок труда Беларуси. От дефицита рук к безработице и обратно

Уже сегодня перспективы трудоустройства в Беларуси туманны, а что будет через несколько лет?

Численность занятых в экономике Беларуси последние несколько лет снижается, предприятия вынуждены сокращать работников. Уже сегодня перспективы трудоустройства в Беларуси туманны, а что будет через несколько лет? э

Более миллиона человек трудоспособного возраста не задействованы в экономике

В экономике Беларуси, по данным Белстата, в августе 2015 года было занято 4 млн 479,9 тыс. человек, что на 1,5% меньше, чем год назад. Процесс уменьшения численности работников идет уже несколько лет. Для сравнения: в январе-сентябре 2011 года в экономике было занято 4 млн 653,2 тыс. человек.

По данным оперативной статистики, численность трудоспособных граждан составляет 5 млн 560 тыс. человек, а по итогам переписи 2009 года было 5 млн 853 тыс. человек.

Выходит, более миллиона человек трудоспособного возраста официально не заняты в отечественной экономике. Когда начиналась борьба с тунеядцами, звучала другая цифра — 500 тысяч человек.

Уволенным некуда устраиваться на работу

Несмотря на увеличение числа официальных безработных, их количество небольшое. По данным Минтруда, численность зарегистрированных безработных на конец августа составила 45,9 тыс. человек. При этом число вакансий по стране было в два раза меньше — 27,5 тыс. В основном, требуются рабочие разных специальностей.

Сегодня в Беларуси увольняют больше людей, чем набирают на работу. Например, в августе 2015 года было набрано на работу 81 265 человек, а уволено — 86 597. Особенно заметно сокращение кадров в промышленности — 15 535 принятых и 17 403 уволенных, и строительстве — 6776 и 7836 соответственно.

За первые три месяца этого года крупные белорусские предприятия уволили свыше 13 тысяч работников.

Угроза социальной нестабильности как препятствие для реформ

Беларуси необходима не только программа структурных реформ, которую недавно анонсировали в правительстве, но и еще одна — по устранению негативных последствий высвобождения трудовой силы с предприятий, считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц.

Георгий Гриц«В Беларуси значительная доля государственных предприятий, а излишняя численность в государственном секторе достигает 25%. Таким образом, при реформировании четверть работников должна быть сокращена или занята на других рабочих местах. Однако создание одного рабочего места стоит порядка 40 тысяч евро. У нас не хватит ресурсов трудоустроить такое количество людей. Беларусь уже с трудом справляется с обслуживанием долговых обязательств», — отметил Георгий Гриц в комментарии для Naviny.by.

Существует несколько уже отработанных на практике антикризисных моделей для рынка труда. В США основной упор делается на поддержке работника — выделяются средства на пособия по безработице, обучение новой профессии или повышение квалификации. В Германии используется иная модель — преференции даются субъектам хозяйствования. Например, при создании 100 новых рабочих мест предприятие получает ощутимые налоговые льготы.

«У нас не используются ни одна, ни другая модель, — сказал Георгий Гриц. — А система социальной поддержки, созданная в 90-х годах, не отвечает вызовам современных реалий. Однако вопрос поддержки людей необходимо решать неотложно. Угроза социальной нестабильности является препятствием с точки зрения реализации структурных реформ. Руководство страны научилось реализовывать какие-то проекты в отсутствие ресурсов. В какой-то перспективе без долгосрочной стратегии мы можем привлечь китайские кредиты. Однако с точки зрения социальных последствий реформ все сложнее».

Из огня да в полымя

Властям придется планировать меры по стабилизации ситуации на рынке труда не только на краткосрочную перспективу.

Если удастся разобраться с текущим высвобождением трудовых ресурсов, то через несколько лет обострится новая проблема — в стране быстро уменьшается количество населения в трудоспособном возрасте, так как активную трудовую жизнь начинают родившиеся в 90-х годах, когда случилась демографическая яма. И снова возникнет вопрос устойчивости налоговых поступлений и, соответственно, выплат пенсий и социальных пособий.

Как отмечает демограф Людмила Шахотько, анализируя ситуацию в Беларуси, такая тенденция будет сохраняться примерно 15-20 лет, причем темпы ее будут нарастать, и уже к концу текущего десятилетия вновь может возникнуть дефицит трудовых ресурсов.

Людмила Шахотько считает, что частично проблему дефицита трудовых ресурсов можно будет решить как за счет более эффективного использования уже имеющихся трудовых ресурсов, так и привлечения их из новых источников.

По мнению эксперта, «повысить эффективность использования имеющегося в стране человеческого потенциала» можно «за счет перехода к инновационной экономике и, как следствие, максимального уменьшения потребности экономики в трудовых ресурсах».


  • "По оценке одной из крупнейших страховых компаний в мире — немецкой Allianz, обвал рубля сделал россиян беднее украинцев". http://gazeta.ua/ru/articles/economics/_rossiyane-stali-bednee-ukraincev-issledovanie-allianz/650218 Интересно, а на каком месте мы, Беларуси то в этом рейтинге благосостояния нет. На последнем 53 месте Казахстан, со своими 406 евро. Недавно в своем интервью Саакашвили сравнил Украину с Габоном. С чем тогда можно сравнить Беларусь?