Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Минчане любят дарить книгам вторую жизнь
    За полгода компания «Белгипс-Эко» собрала более 13 тысяч книг и передала их в школы и другие учреждения.
  2. Демократизацию высшего образования власти расценивают как угрозу
    Из-за опасения потерять контроль над студенчеством власти тормозят развитие образовательной сферы.


Общество

Представитель УВКБ Жан-Ив Бушарди: о массовом притоке в Беларусь беженцев с Ближнего Востока ничего не говорит


Несмотря на преференции, предоставленные Беларусью переселенцам с Донбасса, украинские беженцы в некоторых сферах имеют меньше прав, чем граждане более далеких от центра Европы стран. С какими трудностями сталкиваются в Беларуси украинцы, и насколько их проблемы отличаются от проблем беженцев из Сирии и Афганистана?

Об этом в интервью БелаПАН рассказал представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси Жан-Ив Бушарди

 

— Как вы можете охарактеризовать ситуацию с украинскими беженцами в Беларуси и оценить уровень их социальной адаптации?

— Прежде всего, говоря о вопросах беженцев, мы не должны забывать, что кроме украинцев, в Беларуси есть беженцы из других стран. До 2014 года, когда начали приезжать украинцы, наибольшую долю беженцев составляли выходцы из Афганистана, Грузии, и в 2012-2013 годах начали приезжать сирийцы.

Что касается непосредственно работы с украинцами, то наше агентство провело среди них два опроса: один в декабре 2014 года, второй — в марте-апреле 2015 года. Основная цель этих опросов заключалась в идентификации потребностей и проблем, с которыми сталкиваются украинские беженцы в Беларуси.

По сравнению с выходцами из других стран, о которых я говорил, в процессе адаптации и интеграции украинские беженцы, конечно, находятся в более выигрышном положении.

Во-первых, потому что они владеют русским языком. Во-вторых, они приехали из схожих условий проживания и более-менее знакомы с системой — они родом из СССР, у кого-то из них есть родственники в Беларуси, кто-то здесь работал или работает.

Согласно статистике, в 2014-2015 годах в Беларусь приехало около 150 тысяч украинцев, из них только порядка 2 тысяч обратились в госорганы за предоставлением им статуса беженца или дополнительной защиты.

Я считаю, что 150 тысяч человек — это существенная цифра, и если сравнить с общим населением Беларуси, получится порядка 1,7%. Разница между количеством въехавших и количеством обратившихся за предоставлением защиты говорит о том, что основная масса, вероятно, не нуждалась в предоставлении убежища в стране.

— Хотелось бы узнать подробнее про опросы, которые проводились среди украинцев. Какие вопросы им задавались и какие тенденции прослеживаются в ответах?

— Это были базовые вопросы: из какой части Украины они к нам прибыли, есть ли у них родственники в Беларуси, какой у них состав семьи, с какими проблемами они сталкиваются в Беларуси?

Чаще всего украинцами поднимались проблемы, связанные с трудоустройством, жильем, в том числе с регистрацией по месту жительства и заключением договоров найма жилого помещения, что необходимо для оформления разрешений на проживание в стране.

Также поднимались вопросы продолжения либо начала учебы в высших и средних специальных учебных заведениях, вопросы, касающиеся медицинского обслуживания и необходимости его оплаты, пенсионеры поднимали вопрос об оформлении пенсий в Беларуси или их переводе из Украины в Беларусь.

— Изменились ли эти проблемы за время, прошедшее между двумя опросами?

— Я бы не сказал, что что-то изменилось, поскольку интервал был порядка трех месяцев. Но было бы интересно и, возможно, даже целесообразно провести аналогичную оценку в конце этого года или в следующем году, чтобы посмотреть, изменилась ли ситуация, где она улучшилась, а где ухудшилась. Тем более сейчас в Беларуси не самая простая экономическая ситуация, и стоит учитывать, что из-за кризиса в России белорусы, которые раньше там работали, возвращаются обратно, они повышают конкуренцию на рынке труда, что, в свою очередь, ставит в более тяжелое положение украинцев, нуждающихся в трудоустройстве. 

 

— Украинские беженцы получили много преференций от государства, в том числе возможность получать бесплатное образование. Как обстоит ситуация с беженцами из других стран, с какими проблемами они сталкиваются? Отличается ли их положение в Беларуси от положения украинских беженцев?

— Основными двумя проблемами для беженцев из других стран являются языковой барьер и культурные различия. Из-за этого им труднее адаптироваться и интегрироваться в белорусское общество, чем беженцам из Украины.

С другой стороны, с проблемами, которые я обозначил, сталкиваются все беженцы, приезжая в новую страну. Предположим, тот же беженец приедет в Германию, и там ему придется учить немецкий язык, чтобы адаптироваться, он также должен будет прилагать усилия, чтобы найти работу и как-то определиться в жизни.

У нас были проблемные вопросы и с украинцами, поскольку у многих семей не было родственников в Беларуси. В частности, я бы хотел отметить молодых женщин, которые приезжали одни с детьми, у них не было родственников, не было средств к существованию или их было очень мало. Мы помогали таким людям.

В конечном счете, это комплексная проблема и зависит от индивидуальных обстоятельств конкретного дела. Есть также общины, которые помогают людям — к примеру, афганская община оказывает содействие своим соотечественникам, у нас есть опыт работы с сирийским донором, который помогал нам в трудоустройстве выходцев из Сирии.

— Есть ли у вас данные о количестве беженцев из других стран, чтобы можно было сравнить их с количеством прибывших украинцев?

— В 2015 году за предоставлением статуса беженца и дополнительной защиты в Беларуси обратились порядка 750 граждан Украины, около 100 граждан Сирии и около 40 граждан Афганистана. Это три страны, из которых приехало наибольшее количество заявителей.

— Вы говорили, что украинцы не всегда нуждаются в предоставлении защиты, а какой процент беженцев из других стран обращается за такой защитой?

— Я не могу сказать точно, сколько в целом выходцев из Афганистана приехало в Беларусь, и могу говорить лишь о тех, кто непосредственно обратился за предоставлением убежища, но я считаю, что процент обратившихся достигает порядка 75-80%. Мы постараемся уточнить эту информацию касательно сирийцев и афганцев.

— Как вы можете оценить помощь, которую беженцам оказывает государство? Нет ли у вас ощущения, что украинским беженцам оказывается больше помощи и к ним проявляется приоритетное внимание?

— Я считаю, что правительство неплохо справилось с притоком украинцев, был принят специальный указ президента, который предоставил гражданам Украины дополнительные льготы в трудоустройстве, образовании. Хотелось бы отметить, что большое количество украинцев приехали в Беларусь в сжатые сроки, соответственно, для того чтобы справиться с наплывом, была принята специальная программа.

В то же время, если мы говорим отдельно об иностранцах, которые обращаются за предоставлением защиты, будь то украинцы или выходцы из других стран, у них права и обязанности одинаковы, и по линии государства им предоставляется одна и та же помощь. 

 

— Наверное, все-таки не одна и та же, если есть специальный указ конкретно для украинцев?

— Действительно, есть специальный указ, но он касается общей категории переселенцев из Донецкой и Луганской областей, а за статусом беженца обращается меньшинство из них. В то же время, если конкретный человек обращается за статусом беженца, у него появляются права, связанные с этим статусом.

Украинцам в целом была оказана существенная помощь, но иногда складывается парадоксальная ситуация в доступе граждан Украины, например, к медицинской помощи. Это связано с действием соглашения СНГ об оказании медицинской помощи. В частности, беженец из Украины вынужден оплачивать плановую медпомощь, а экстренную — нет, в то время как, например, выходец из Афганистана, который получил статус беженца в Беларуси, не будет платить ни за одно, ни за другое.

Это соглашение СНГ было подписано в 1997 году, вскоре после распада СССР. Возможно, в то время страны, которые подписали его, не думали о возможности возникновения такого кризиса и массовом притоке тех же граждан Украины в какое-либо из других государств. Возможно, было такое понимание: если ты приезжаешь из той же Украины в Беларусь, то ты, как экономический мигрант, работаешь и можешь оплатить медицинское обслуживание, которое получаешь в другом государстве.

Понимая, что это несправедливая ситуация, в которую попали беженцы из Украины, мы начали работать с Министерством здравоохранения, чтобы исправить положение и утвердить общий стандарт для всех лиц, которым была предоставлена защита.

— Это касается беженцев не только из Украины? И работа направлена на уравнивание прав беженцев из всех страх СНГ, если таковые будут?

— Да, все верно.

— И какова реакция Министерства здравоохранения?

— Официальная встреча с Минздравом пока не состоялась, но ее планируется провести в ближайшем будущем. В ней также примут участие представители нашего агентства, Программы развития ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации по миграции. Мы будем настаивать на том, чтобы ситуация в отношении украинских беженцев изменилась к лучшему.

— Хотелось бы услышать ваш прогноз развития ситуации с беженцами в мире. Видите ли вы серьезные угрозы для Беларуси?

— В 2014-2015 годах в мире зарегистрировано порядка 60 млн вынужденных переселенцев. Было даже просчитано, что каждый 120-й человек в мире — либо беженец, либо ищет убежище, либо внутренне перемещенное лицо. Это люди, которые были вынуждены покинуть места проживания не по своей воле — вследствие различных проблем, преследования, вооруженных конфликтов.

Знаете, делать прогнозы — дело неблагодарное. Кто мог предположить несколько лет назад, что случится конфликт в Украине и на территорию Беларуси в течение практически двух лет приедет порядка 150 тысяч граждан Украины? Мы лишь можем надеяться, что ситуация нормализуется и количество беженцев в мире будет уменьшаться, конфликты не разгорятся, а существующие конфликты будут сокращаться.

В Беларусь приезжают не только беженцы из Украины, Сирии и Афганистана. Есть выходцы из Ирака, Йемена, есть горячие точки в Африке, которые порождают большое количество беженцев. Сейчас стоит задача совместными усилиями, в том числе при поддержке ООН, нормализовать ситуацию и не допустить возникновение конфликтов в будущем.

— Какова вероятность того, что поток беженцев с Ближнего Востока, которые сейчас направляются в юго-восточную Европу и страны Евросоюза, доберется до Беларуси и соседних с нами стран?

— Я считаю, что у большинства людей, которые направляются в Евросоюз, есть четкое намерение попасть именно в страны Евросоюза. Возможно, в качестве страны назначения можно отметить также США. Я не могу предсказать, будет ли массовый приток беженцев в Беларусь, но сейчас об этом ничего не говорит.

Посмотрите, беженцы, которые сейчас движутся в Евросоюз, не заинтересованы избрать страной назначения ни Болгарию, ни Молдову, ни Россию, ни Украину, они направляются именно в западную часть Европы.

С другой стороны, несмотря на то, что число беженцев, которые стремятся попасть в Евросоюз, несравнимо с количеством беженцев, которые живут в Беларуси, четко прослеживается тенденция к увеличению потока беженцев из Сирии. Конечно, это не миллионы людей, но если раньше было, условно, 50 человек, то теперь их 100. 

 

— Кроме беженцев ведь есть еще и такая категория как лица без гражданства.

— Помимо работы с беженцами, наше агентство уполномочено работать с лицами без гражданства. Беларусь присоединилась к Конвенции о статусе беженцев 1951 года, но не присоединилась к Конвенции о статусе апатридов 1954 года и Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года.

Это важный вопрос. В Беларуси сейчас зарегистрировано чуть более 6 тысяч лиц без гражданства — в основном, это выходцы из бывших советских республик, у них есть разрешение на постоянное проживание в стране, и они уже прошли процедуру адаптации. Тем не менее, я считаю, что если страна, являясь частью мирового сообщества, присоединится к международным инструментам в этой области, это пойдет ей только на пользу, покажет ее стремление развиваться.

В 2015-2016 годах наше агентство должно усилить свою работу в деле пропаганды необходимости предотвращения случаев безгражданства.

— Почему Беларусь не подписывает эти конвенции?

— Мы еще должны, как минимум, «сверить часы» с белорусскими властями и уточнить позицию на текущий момент, но были опасения государства по поводу увеличения бюджетных расходов, которые может повлечь присоединение к конвенциям. Хотя эти лица без гражданства уже находятся в Беларуси и имеют разрешение на проживание.

Также велась речь о том, что присоединение к конвенциям может подстегнуть лиц без гражданства из других стран приезжать в Беларусь и, соответственно, пользоваться существующей системой, что, опять же, повлечет дополнительные расходы из бюджета.

Мы должны, конечно, интенсифицировать работу с Министерством внутренних дел, Министерством иностранных дел и Министерством здравоохранения, которые заявляли о повышении расходов в связи с присоединением к конвенциям. В прошлом году мы провели международную конференцию по вопросам безгражданства, в которой принимали участие и представители государственных органов. Мы работаем в направлении присоединения к конвенциям, но, видимо, нужно делать это активнее.

— Какие проблемы поможет решить присоединение к конвенциям?

— Одним из ключевых вопросов является большая вовлеченность страны в международное сообщество через использование международных правовых инструментов. Мне кажется, это сродни присоединения к инструментам, запрещающим применение смертной казни. То есть страна не только делает что-то на практике, но и берет на себя определенные обязательства.

Возможно, с практической точки зрения после присоединения к конвенциям потребуются дополнительные действия, чтобы привести в соответствие какие-то нормативно-правовые акты, пересмотреть либо добавить какие-то бюджетные ассигнования на оказание поддержки лицам без гражданства. Но в первую очередь важно само присоединение к международным стандартам.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 3)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева