Другие материалы рубрики «Общество»

  1. На смену «Смерчам» приходят «Полонезы»
    Беларусь активизирует работу над оружием, способным оказать сдерживающее влияние на возможного противника.
  2. «Хороший сосед — тот, что живет через забор». В Минске прошел антироссийский пикет
    Возле посольства России в Минске собрались 12 человек. Они держали бело-красно-белые флаги и плакаты «Не саюзу з бандай», «Добры сусед — той, які жыве праз плот», «Пуціна ў Гаагу».


Общество

В Беларуси омбудсмена могут завалить жалобами на соседей и ЖЭС


На международной конференции в Минске правозащитники из Беларуси, России, Казахстана и Кыргызстана обсудили, как национальные учреждения могут влиять на права человека. Нужен ли нам омбудсмен? На этот вопрос попытались ответить эксперты.




В Беларуси омбудсмена должен назначать президент?

Более 20 лет в Беларуси обсуждается вопрос о создании института уполномоченного по правам человека. Чиновники до сих пор так и не решили, целесообразно ли вводить омбудсмена, хотя в соседних странах специалисты такого профиля работают уже более десяти лет.

В 2013 году экс-генпрокурор Григорий Василевич предложил свой проект института уполномоченного по правам человека.

По мнению Василевича, главная задача омбудсмена в Беларуси — информационно-просветительская работа и защита прав человека, в том числе привлечение виновных к ответственности. Назначаться уполномоченный по правам человека должен президентом сроком на семь лет с предварительного согласия нижней палаты парламента. Отметим, что такой порядок назначения не соответствует Парижским принципам — международному документу, регламентирующему в том числе отношения омбудсмена и государства. 

Омбудсмен, считает Василевич, должен рассматривать жалобы только в том случае, если по делу исчерпаны все средства административной и судебной защиты.

Свой проект известный юрист отправил во все министерства, Администрацию президента и парламент. Документ, видимо, до сих пор изучают. Публично представители власти проект Василевича так и не прокомментировали.


В Казахстане омбудсмен не может рассмотреть жалобу на президента

В Беларуси только предлагают, чтобы уполномоченного по правам человека назначал президент. В Казахстане этот принцип работает уже более 10 лет.

По словам председателя Совета Казахстанского международного бюро по правам человека Евгения Жовтиса, омбудсмен не может рассматривать жалобы на президента, парламент, Центризбирком.

«У нас даже шутка есть, что наш омбудсмен рассматривает жалобы на соседей. За восемь лет он, кажется, ни разу не выступил публично», — заявил эксперт.

В Казахстане дискуссия о необходимости создания института уполномоченного по правам человека началась в 1999 году.

«Я входил в рабочую группу, — вспоминает Евгений Жовтис. — Тогда с участием представителей ОБСЕ разрабатывался закон о создании института омбудсмена. Но в итоге появился указ президента, где было прописано, что, собственно, и назначать уполномоченного по правам человека будет глава государства. Все независимые эксперты тогда демонстративно вышли из рабочей группы. И следует признать, что сегодня нашего омбудсмена достаточно часто критикуют на мировой арене».

Однако эксперт считает, что даже в такой ситуации не следует отказывать от омбудсмена.

«Свои плюсы, конечно, есть, — говорит Евгений Жовтис. — В 2014 году при институте уполномоченного по правам человека мы создали комиссию, куда вошли независимые эксперты для изучения ситуации с нарушения в закрытых учреждениях: колонии, детские дома, психиатрические больницы».

Белорусский режим часто сравнивают с казахстанским, однако в Астане власти охотнее идут на диалог с правозащитниками. Два года назад по инициативе Министерства иностранных дел был создан консультационно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению», куда вошли правозащитники, которые часто критикуют режим Назарбаева, и депутаты парламента.

«Первые полгода у нас вообще не получалось выстроить диалог с представителями власти. Все разговаривали на повышенных тонах, — отмечает Жовтис. — Но потом обе стороны пошли на уступки. Я не хочу идеализировать эту площадку, но сегодня мы можем влиять на изменения. Изначально проект закона о некоммерческих организациях был катастрофой. Мы смогли его поднять до уровня «просто плохой» закон. Таковы реалии нашей работы».


В России мнение правозащитников по вопросам национальной безопасности власти не интересно

Представитель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Юров считает, что обсуждая эффективность работы омбудсмена нужно иметь в виду два фактора.

«Во-первых, важно, кто именно будет омбудсменом — это должна быть авторитетная персона, — считает эксперт. — Во-вторых, важно, как изначально в обществе воспринимается этот институт».

В России, по словам Юрова, омбудсмен имеет достаточно высокий вес: «Но кроме него, по вопросам прав человека работает Совет при президенте, а также правозащитные советы, которые полностью состоят из независимых экспертов».

Андрей Юров работает в комиссии, которая изучает ситуацию с правами человека за рубежом. «Недавно мы готовили доклад о Туркменистане, Северной Кореи. Мы не можем говорить, какие именно рекомендации были изложены в документе — это одно из условий сотрудничества со стороны властей, — заявил эксперт. — Что касается ситуации в Украине, Крыму, то рекомендации на Совете при президенте мы не высказываем, это просто не то место. По вопросам национальной безопасности к нашему мнению не прислушиваются».

В некоторых республиках РФ к положению омбудсмена подходят слишком формально. Эксперт Совета Европы Александр Нездюров привел в пример Чечню.

«Конечно, жаловаться на президента, правительство и мэрию жители Чечни не могут, — отметил он. — Институт уполномоченного по правам человека здесь преобразовали в бюро жалоб. Власти посмотрели, что люди часто пишут омбудсмену. И не придумали ничего лучше, чем сократить отделы писем во всех ведомствах и передать эти функции аппарату омбудсмена. Теперь сотрудники института получают жалобы на проблемы ЖКХ, школ и так далее. Штат института не справляется с большим потоком писем, поэтому большинство жалоб просто игнорируются».

В нескольких регионах России функцию омбудсмена переложили на плечи общественных палат, где люди, по мнению Нездюрова, «занимаются имитацией».

«Поэтому, конечно, институт уполномоченного по правам человека должен быть в каждой стране, это просто показатель цивилизованности, — считает эксперт Совета Европы. — Но прежде чем вводить этот институт, надо четко в законе прописать все функции, чтобы не вышло, как в Чечне».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева