Рынок труда. Какие условия имеет право диктовать наниматель?

Всегда ли эти требования корректны, разумны и не нарушают законодательство?

Условия диктует наниматель — таковы сегодняшние реалии рынка труда. Но всегда ли эти требования корректны, разумны и не нарушают законодательство?

Разобраться в этом вопросе корреспонденту Naviny.by помогли специалисты прокуратуры города Минска.

Повышенный спрос на работников-инвалидов

Нормы закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» предусматривают равные права инвалидов наряду с гражданами, не имеющими серьезных проблем со здоровьем, на свободный выбор трудовой деятельности. В соответствии с Трудовым кодексом с целью трудоустройства инвалидов и с учетом местных особенностей органы по труду, занятости и социальной защите, наниматели создают дополнительные рабочие места (в том числе специализированные), специализированные организации, цеха и участки для использования труда инвалидов. Все это правильно и благородно. Однако…

В последнее время заметное место стали занимать объявления о приеме на работу с формулировкой «вакансия доступна для соискателя с инвалидностью». Не является ли указание на инвалидность дискриминацией специалистов, не имеющих ее?

Вот что на этот счет разъяснил старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры города Минска Максим Смоленский:

«Законодательство позволяет нанимателю создавать на предприятии рабочие места, занятие которых допускается инвалидами, что в свою очередь не препятствует трудоустройству на вакантные должности трудоспособных лиц, не имеющих в этой связи каких-либо ограничений».

Формулировка объявления не указывает на то, что вакансия доступна исключительно инвалидам, однако на практике, когда люди начинают интересоваться работой, нередко слышат в ответ: «Вы что? Читать не умеете? Сказано же: для инвалидов». И дело тут, увы, не в социальной ответственности бизнеса или особом человеколюбии. Ларчик просто открывается: принимать на работу инвалидов экономически выгодно.

Дело в том, что если количество инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала, то организация освобождаются от обложения НДС. Для работодателя это достаточно серьезный стимул в период экономического спада, чтобы активно приглашать на работу инвалидов.

Мы с вами не «ВКонтакте»

За последние годы составлено множество инструкций, как грамотно презентовать себя в соцсетях. На тему «Как наниматель проверяет работника в соцсетях» написаны сотни статей. Некоторые наниматели даже не хотят утруждать себя поисками аккаунтов потенциального работника в соцсетях, а сразу указывают: пришлите ссылку на вашу страничку в той или иной сети.

Как на это реагировать с точки зрения закона?

«Статьей 18 закона «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь, — разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Андрей Федоровичев. — Поскольку аккаунты физических лиц в социальных сетях могут содержать указанные выше сведения, а Трудовым кодексом их предоставление при заключении трудового договора не предусмотрено, то требование нанимателя о предоставлении ссылок на страницу в той или иной социальной сети без согласия соискателя неправомерно. Исключение могут составлять только случаи, когда предоставление данных сведений необходимо в силу специфики предстоящей трудовой деятельности».

У вас нет автомобиля?!

«Получила отклик на свое резюме, звоню, чтобы договориться о встрече, — рассказывает 30-детняя минчанка Дарья. — В разговоре выясняется, что у меня нет автомобиля. На другом конце провода вопль: «Вам 30 лет и вы не заработали на машину? Ну, вам будет некомфортно в нашем коллективе: у нас даже 23-летние девушки ездят на собственных авто. Ответила в том духе, что просто удивляюсь, как за предлагаемую зарплату в пять миллионов девушки покупают собственные авто, заправляют, обслуживают их».

Требование «наличие собственного авто» — не такая уж редкость в описании вакансий. Причем речь отнюдь не о водителях такси, а о вполне себе офисных клерках. Так можно ли выдвигать подобное требование — наличие собственного автомобиля — и отказывать в приеме на работу из-за его отсутствия?

«В силу статьи 14 Трудового кодекса дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается, — разъясняет Максим Смоленский. — Если специфика деятельности работника у конкретного нанимателя имеет, к примеру, разъездной характер, в связи с чем предполагается использование личного автотранспорта, названные требования, предъявляемые к потенциальному работнику, не будут противоречить законодательству».

Максим Смоленский особо отметил, что при заключении трудового договора работник вправе требовать компенсации от нанимателя в связи с производимыми затратами, связанными с использованием личного автотранспорта.

Анкетирование: не на все вопросы нужно отвечать

«Искал место инженера, — рассказывает 34-летний Владислав. — Три подряд собеседования оставили странное впечатление. Меньше всего там интересовались профессиональными компетенциями, все больше хобби, как свободное время провожу. Как будто им не работник нужен, а человек в корпоративную команду. На третьем собеседовании дошли до заполнения «расширенного листка по учету кадров» — так это назвали. Родился-учился, понятно, но дальше: играете ли вы в боулинг, страйкбол, ваше вероисповедание. Я — католик, хожу в костел, венчался, детей крестил, но считаю, что вера — это очень личное, не для афиширования, почему я должен сообщать об этом работодателю?»

«В соответствии со статьей 5 закона «О свободе совести и религиозных организациях» никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, — объясняет Максим Смоленский. — Также законом предусмотрено, что в официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин».

Следует понимать, что анкетирование не предполагает обязательность предоставления требуемых сведений, поэтому работник сам вправе решать, сообщать ли ему информацию, касающуюся его вероисповедания.

«А вот если непредставление сведений о вероисповедании повлечет какие-либо ограничения либо неблагоприятные последствия для анкетируемого лица, такие действия будут являться противоправными и недопустимыми», — подчеркивает старший прокурор.

Отпуск заочнику: на усмотрение нанимателя

Старшее поколение вспоминает «золотые» советские времена, когда предприятия и организации не только предоставляли студенту-заочнику отпуск для сдачи сессии, но и оплачивали его. Нынешние заочники сетуют, что их либо вообще не хотят принимать на работу, либо сразу предупреждают: на сессии отпускать не будем. Излишне напоминать, что сессии заочников уже давно не оплачиваются.

Если наниматель не отпускает заочника на сессию, он ничего не нарушает.

«В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса работникам, успешно обучающимся на заочных факультетах, при отсутствии направления нанимателя, договоров в сфере образования либо иных оснований, предусмотренных коллективным или трудовым договором, могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы, — разъясним Максим Смоленский. — Нанимателю предоставлено право выбора предоставления работнику, получающему высшее образование заочной формы, отпуска продолжительностью, установленной статьей 216 Трудового кодекса, либо отказа в его предоставлении».

Проще говоря, предоставление отпуска заочнику — право, но не обязанность нанимателя.