Администрация президента не видит нарушений закона в закрытости суда по «делу Молнара»

 
Администрация президента Беларуси не усмотрела нарушений закона в закрытости судебного процесса по «делу Молнара» в Могилеве.

Как сообщалось ранее, 14 марта на территории тюрьмы № 4 в Могилеве областной суд начал рассматривать дело 30 жителей Бобруйска. Главный фигурант дела Сергей Молнар и его предполагаемые подельники обвиняются в создании преступной организации, разбоях, вымогательстве, мошенничестве, похищении человека, умышленном уничтожении и повреждении имущества.

Родственники обвиняемых уверены, что дело сфальсифицировано и именно поэтому рассматривается в закрытом режиме. 14 апреля они передали коллективное обращение на имя Александра Лукашенко с просьбой сделать судебный процесс открытым.

«Поднимаемые вами вопросы могут быть разрешены только с соблюдением процессуального законодательства, требования которого вам судебными органами разъяснялись неоднократно. Кроме того, сообщаем, что подстрекательство должностного лица на вмешательство с использованием служебных полномочий в какой бы то ни было форме в деятельность судьи является уголовно наказуемым деянием», — говорится в ответе начальника главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации президента Владимира Пенина от 18 апреля.

Там же отмечается, что обращения, в которых рассматриваются судебные постановления, оставляются без рассмотрения и подлежат возврату заявителям.

Ранее Пенин сообщал родственникам подсудимых, что поднимаемый ими вопрос не относится к компетенции Администрации президента, а его заместитель Кристина Поболь отмечала, что Администрация президента не имеет полномочий на отмену судебных постановлений, «а какое-либо вмешательство в деятельность судов по осуществлению правосудия запрещено Конституцией».

«Указанное уголовное дело назначено к рассмотрению в закрытом судебном заседании, о чем 29 февраля 2016 года судьей Могилевского областного суда А.И.Иванковым вынесено мотивированное постановление. Такое решение принято судьей в целях безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса», — сообщил родственникам подсудимых 23 марта председатель Могилевского облсуда Игорь Прошко.

«Мы не просим вмешиваться в судебное заседание. Просим открытости суда в соответствии с законом. Мы просим соблюдения наших прав на гласность», — заявила БелаПАН мать одного из обвиняемых Оксана Кудрявцева. При этом она ссылается на статью 23 УПК, обеспечивающую гласность судебного процесса.

«Всех потерпевших мы знаем. Если есть какие-то засекреченные свидетели, то пусть на эти заседания нас не пускают», — сказала она, отметив, что ряд участников процесса допрашиваются по скайпу.

По ее словам, ранее СМИ очень подробно рассказывали о данном деле, при этом искажая информацию, приписывая обвиняемым те преступления, которые им не инкриминируются. «Раньше все СМИ рассказали, а теперь суд сделали закрытым. Так вы же дальше будьте открытыми», — сказала мать подсудимого.

По ее словам, закрытость суда «специально сделана для вынесения несправедливого решения». «В деле есть, что воздействовали на обвиняемых физической силой. Но прокуратура тоже молчит. Здесь очень много нарушений», — утверждает Оксана Кудрявцева. Она отметила, что тоже давала показания по делу, но почему-то не стала свидетелем на судебном процессе.

Женщина напомнила, что узнать о ходе процесса практически невозможно, так как с адвокатов взяты расписки о неразглашении, а письма от подсудимых, где упоминается суд, не доходят. Кроме того, как утверждает Кудрявцева, ее ограничивают в свиданиях с сыном.

Родственники обвиняемых намерены и дальше продолжать добиваться открытого судебного процесса всеми доступными законными способами, сказала мать фигуранта «дела Молнара».