Налоги. Как накормить государство-волка и сохранить бизнес-овец

Лукашенко потребовал от министра Наливайко сделать налогообложение комфортным. Но не в ущерб налоговым поступлениям в бюджет.

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует, чтобы процедура налогообложения была максимально комфортной для бизнеса, но при этом гарантировала реализацию законных интересов государства. Возможно ли это в современной Беларуси? 


Александр Лукашенко потребовал от министра Сергея Наливайко сделать налогообложение комфортным (фото president.gov.by)

«Проверок может не быть в принципе»

«Что нам нужно сделать, чтобы было удобно и предпринимателям, производственникам, — тем, кто платит налоги, — и чтобы государство при этом излишне не давило на них, но, тем не менее, ничего не теряло в этом плане. Получало то, что должно получать, что существует во всех государствах», — задал глава государства вопрос министру по налогам и сборам Сергею Наливайко на встрече 6 июля.

Официальные хроникеры не сообщают, ответил ли и насколько исчерпывающе министр на этот вопрос. Возможна ли в принципе в нынешних экономических условиях и при нынешней экономической политике такая идиллия между бизнесом и государством?

Зато Наливайко рассказал президенту, как реализуется механизм электронных счетов-фактур для плательщиков НДС.

«Наша основная задача — обеспечить добросовестным субъектам хозяйствования бесконтактное взаимодействие с налоговой службой при минимуме проверок. Если аналитические системы не показывают никаких рисков, проверок может не быть в принципе», — заявил министр.

По его словам, в вопросах облегчения процедуры налогообложения для бизнеса Беларусь за последние пять лет достигла многого, и это подтверждают международные рейтинги, в частности, рейтинг Всемирного банка. Например, создана упрощенная система налогообложения, введен единый налог, которые позволяют на достаточно простом уровне исчислять и уплачивать подлежащую налогообложению сумму.

Сергей Наливайко также отметил важность стабильности в налоговой сфере: «Данное направление было обозначено главой государства еще в начале прошлого года. Эта установка неизменна. Принято решение о том, что в течение календарного года ставки налогов и их количество не будут меняться».

Не ходить в налоговую

Необходимость ходить в налоговую инспекцию для граждан через несколько лет может вообще отпасть благодаря развитию информационных систем, отметил Наливайко. Речь идет о внедрении системы автоматического заполнения деклараций физических лиц: «Эта идея в стадии реализации. Если сказать упрощенно, то собирается максимальное количество информационных баз. Они автоматически анализируются. Потому что человеку, какой бы умный и способный он ни был, уже просто невозможно эффективно анализировать этот объем информации. Более того, здесь может быть определенный элемент субъективизма, что информационные системы исключают. Путем обработки этих информационных баз будут высвечиваться и некие ситуации, сделки, которые являются подозрительными или рисковыми».

В Беларуси по плану в течение 3-4 лет перейдут на автоматическое заполнение налоговых деклараций: «Человеку вообще не придется ходить в налоговую. Он будет по электронной почте получать декларацию. Если согласен, он подтверждает. Если нет, то опять же в электронном виде может представить разногласия либо пояснения».

Министр уточнил, что на сегодняшний день часть задуманного уже реализована. Так, физическое лицо может прийти в налоговую инспекцию с паспортом, зарегистрироваться и открыть свой личный кабинет. В этом случае дальнейшее взаимодействие с налоговой в значительной степени будет вестись путем электронной переписки.

Сократить Налоговый кодекс в десять раз

Чиновники говорят правильные вещи, отметил в комментарии для Naviny.by глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства юрист Сергей Балыкин.

«О том, что необходимо сокращать количество проверки, сказано не раз, отметил Балыкин. И это действительно происходит во многих сферах бизнеса (особенно малого), разве что за исключением торговли. Любая проверка — это большой комплекс мероприятий и затрат. Вот и не ходят налоговики в небольшие субъекты хозяйствования, в результате проверок которых размеры штрафов не покрывают затраты на проверки. Кроме того, у налоговых органов есть механизмы удаленного контроля за счетами хозяйствующих субъектов».

Однако все эти дополнительные расходы, связанные с внедрением и обслуживанием системы электронного декларирования, несет сам бизнес, подчеркивает юрист. Например, за ключ (электронную подпись) надо платить около 70 рублей (700 тыс. в старых рублях), нужно устанавливать и специальное программное обеспечение. «А сервер периодически виснет, особенно в конце отчетного периода. Да и декларация сама по себе сложная».

Балыкин считает: для того, чтобы облегчить жизнь бизнесу в части уплаты налогов и при этом не обидеть государство, то есть, сделать так, чтобы и овцы были целы, и волк сыт, надо упростить налоговое законодательство: «У меня есть печатное издание Налогового кодекса. Знаете, сколько там страниц? 941! Разве нормальный человек это может освоить? Если чиновнику платят деньги за то, что он пишет законы, то мне за их чтение и изучение не платит никто. Таким образом, если мы говорим об упрощении налогового законодательства, то начать надо с того, что написать кодекс, в котором будет хотя бы в 10 раз меньше страниц, чем теперь».

Сергей Балыкин считает важным максимально упростить налоговую систему, сократив количество налогов.

«У нас не так просто посчитать прибыль, например. Возьмите простую базу и введите одну ставку НДС для всех. Пока для разных товаров и видов деятельности ставки отличаются… И, наконец, нельзя менять налоговое законодательство в декабре, как это часто происходит. А лучше вообще сократить объем Налогового кодекса и не трогать его несколько лет. Понятно, что есть люди, которые будут стремиться обойти законодательство. Однако зачем из-за них создавать проблемы всем?» — задается вопросом Балыкин.


  • - Что такое развитой социализм? - Это значит, что трудности роста сменились ростом трудностей.