Белорусы на «Дакаре»: самое трудное — ожидание старта

В редакции «Белорусских новостей» прошла онлайн-конференция с Сергеем Шкелем и Владимиром Мотузом…

 

В редакции «Белорусских новостей»  прошла онлайн-конференция с участием пилота белорусского экипажа ралли «Лиссабон-Дакар» Сергея Шкеля и механика Владимира Мотуза.

Сергей Шкель (слева) и Владимир Мотуз в редакции "Белорусских новостей"

Напомним, в январе 2007 года белорусская команда впервые принимала участие в этом престижном соревновании. Наш экипаж в составе пилота Сергея Шкеля и штурмана Александра Иннусса занял 105-е место в абсолютном зачете. 

Гонщики ответили на вопросы, присланные читателями «Белорусских новостей».

— Я понял, что трасса "Дакара" идет в основном по пустынным территориям. Это значит, что вы бороздили целину? Или там все-таки была дорога? На что вообще это было похоже? Скажем, «Опель-Фронтера» там имел бы шансы пройти (без учета времени, конечно)? Евгений Мертель, г. Гродно.

Сергей Шкель: Есть такие понятия – спецучастки и лиазон (перегон). День гонки состоит из лиазона до спецучастка, собственно спецучастка – бездорожье, пески, дюны, соляные озера, камни и так далее. Вообще, Сахара – это не сплошной песок. И там, конечно, дороги есть. Но они – не для участников ралли.

Вот он — финиш!

Владимир Мотуз: Что касается «Опель-Фронтера»… Для прогулок, даже по пустыни, она подходит, правда, после определенной подготовки. Для соревнований данной категории сложности – нет.

— Почему в конференции не принимает участие штурман? С ним все в порядке? Евгений, г. Минск.

С.Ш.: Да, с ним все в порядке. Он находится в Риге, где живет и работает.

— А правда, что ночью в пустыне минусовые температуры? Как такие перепады выдерживала машина?
Александр, г. Минск.

С.Ш.: Перепады температуры действительно большие. В Мавритании, к примеру, в полдень было около 40 градусов по Цельсию, а следующей ночью – около нуля. Машине все едино. Даже холод предпочтительнее.

Трасса ралли

Справка «Белорусских новостей»: «Дакар-2007» стартовал из Лиссабона – столицы Португалии – 6 января. За две недели марафона участники пересекли Испанию, Марокко, Мавританию, Мали и 21 января финишировали в столице Сенегала Дакаре. Из 515 стартовавших в Лиссабоне команд и гонщиков до Дакара добрался лишь 301 участник. «Дакар-2007» стартовал из Лиссабона – столицы Португалии – 6 января. За две недели марафона участники пересекли Испанию, Марокко, Мавританию, Мали и 21 января финишировали в столице Сенегала Дакаре. Из 515 стартовавших в Лиссабоне команд и гонщиков до Дакара добрался лишь 301 участник.

— Что было самое трудное в ралли?
Сергей, г. Минск

Сергей ШкельВ.М.: Наверное, самое трудное все-таки — ожидание старта.

— А вам во время гонки по пустыни попадались караваны?
Наталья Говор, Витебск

С.Ш.: Караваны не попадались. Но диких животных — верблюдов, осликов, — мы видели много.

— Вопрос обоим участникам конференции. В какой пропорции вы делите заслугу в успехе "Дакара" между пилотом и механиком?
Kaval (Форум «Белорусских новостей»)

В.М.: Наш результат – это заслуга всей команды. В которой состоят также менеджеры, директор, механики, водители. Это коллектив. И никаким дележом мы не занимаемся.

— Что вы брали с собой в дальнюю дорогу? Дайте я угадаю... горсть родной земли? портрет президента? букетик ландышей? Что? Может томик Коласа?
Изяслав (Форум «Белорусских новостей»)

С.Ш.: Ничего лишнего. Только личные вещи.

— Вы помогли литовскому экипажу потому, что были с ними в одной команде? А если бы увидели, что сломалась машина французов, то поехали бы дальше?
Елена, г. Минск.

Сергей Шкель — пилот экипажа 388
Организатор (2001 год) и председатель белорусского клуба «Внедорожник». В 2002 году клуб получил официальный статус и получил поддержку НОК Беларуси. В том же году состоялся первый Кубок НОК по джип-триалу. В 2004-м принимал участие в Кубке России по ралли-рейдам, выступая за интернациональную команду «ЯРОВИТ-Росагролизинг", которая заняла второе командное место. В 2005 году собрал первую белорусскую команду по ралли-рейдам. На международной арене дебютировал в начале 2005 года на втором этапе Кубка мира по ралли-рейдам. Участник чемпионатов России и Латвии по ралли-рейдам, ралли Фараонов и 24-часовой гонки под Парижем. В нынешнем сезоне С. Шкель занял третье место в гонке «Oman Desert Express».

С.Ш.: Если бы реально могли оказать помощь, помогли бы любому. И помогали мы не только литовцам. За время гонки мы столько раз оказывали помощь, что всех и не упомнишь. И нам много раз помогали. За что СПАСИБО – и «КАМАЗу», и польской команде. И тем же литовцам.

— «Оскар» делали специально для ралли? Что за машина?
Илья Кореньков, г. Слуцк.

В.М.: Это автомобиль для участия в ралли-рейдах, специально изготовленный в компании «OSC» в городе Огре, что под Ригой. Разработан Андрисом Дамбисом.

—А почему выступали в составе латвийской команды, а, к примеру, не российской? Насколько опасна была трасса?Да и страны, вроде, тоже не самые цивилизованные встречались на пути…
Joy, г. Минск

С.Ш.: Выступали в составе латышской команды, потому что много лет дружим с ними. Машина, как Вы заметили, тоже латышская.

— Какой основной недостаток "Оскара" был выявлен в ходе ралли? И было ли выявлено преимущество нашей машины перед другими участниками? В чем оно состояло?
Sokolov (Форум «Белорусских новостей»)

В.М.: Основные недостатки – те, которые приводят к сходу автомобиля с дистанции. Мы доехали до финиша. Машина проверенная, она участвовала в «Дакаре» уже в третий раз.

То, что написали про ралли «навины» — ужасно. Вы, конечно, большие молодцы, я вас поздравляю. Но зачем такой риск????
Юлия, г. Минск

Владимир МотузС.Ш.: Спасибо за поздравление. Вы имеете в виду сложность и опасность трассы? Автоспорт в принципе травмоопасен.

— До финиша дошли не все. А на чем «ломались»? Техника не выдерживала или нервы? Что чаще?
Сергей, г. Жодино

С.Ш.: И то, и другое. А кому-то просто не хватило везения…

— Получили ли вы за участие в ралли какие-то деньги, и если да, то от кого? Что является главным призом ралли?
Иван, г. Барановичи

С.Ш.: Денег ни от кого мы не получали, только памятные медали. Приз представляет собой наградную доску с выгравированным логотипом ралли.

На подобных ралли, насколько мне известно, нет командного зачета? Кем, в таком случае, ощущают себя белорусские участники — гонщиками, стремящимися проявить спортивное мастерство, или, прежде всего, представителями своей страны? И есть ли вообще в этом престижном ралли такое понятие — "защищать честь страны"? Спасибо. И успехов Вам в дальнейшем покорении бездорожья!
Юрий, г. Минск,

Владимир Мотуз – инженер-механик экипажа 388
Самоучка. С 10 лет увлекается транспортными средствами. В 14 лет самостоятельно собрал мопед. Окончил школу ДОСААФ с отличием. В 1990-92 годах служил в автомобильных войсках в Москве. Работал водителем на заводе «Горизонт». С 2001 года участвует в джип-триале в качестве механика, последние годы является штурманом экипажа в трофи-рейдах, в четырех гонках 2006 года занимал первое место.. В 2006 году дебютировал в составе экипажа Сергей Шкель – Владимир Мотуз на ралли «Беларусь Баха 2006», где финишировали с третьим результатом.

С.Ш.: Именно так. Мы представляли нашу страну, и гордимся, что нам первым выпала такая честь.

— А почему Вы участвовали в ралли в составе латвийской команды? Можно же создать белорусскую!
Светлана, г. Минск.

В.М.: Белорусская команда существует. Но для того, чтобы создать полноценную команду, нужны серьезные спонсоры либо поддержка государства.

— Понятно, что у белорусов нет такого многолетнего опыта и традиций участия в авторалли, как у прибалтов. Но есть ли у нас хотя бы отдаленная надежда выступать своей командой, и может быть не одним экипажем? Насколько дорогое это удовольствие? Благодарю за внимание. Дерзайте дальше, будем за вас болеть.
Алексей, г. Минск.

С.Ш.: Все это – вопрос времени. А «удовольствие», как Вы его называете, — очень дорогое.

— Какая атмосфера на ралли? Как участники относятся друг к другу? Не бросают ли подлянки? Помогают ли?
Петр Сергеевич, г. Гомель

С.Ш.: Дело в том, что в ралли участвуют сильнейшие гонщики мира. Такого уровня люди подлянками не занимаются. На помощь придут всегда не одни, так другие.

— А по каким основным причинам более двухсот экипажей не дошло до финиша?
Иваньковский, Полоцкий район

В.М.: Основные причины — технические либо состояние здоровья.

— Работа механика хоть и не видна зрителям, но от неё сильно зависит результат экипажа в целом. Владимир, что для вас было самое сложное? Как «Оскар» в ремонте? Расскажите поподробнее про работу механика и вообще об участии техников в гонке. И если можно, то в сравнении с заводскими командами. Спасибо.
Данила, г. Минск,

На тарссе

В.М.: Самое сложное — дефицит времени на отдых. И ожидание возвращения экипажа со спецучастка. «Оскар» — машина хорошая, ремонтопригодная. У заводских команд — имеется в виду, к примеру, команда «Фольксвагена» — три-четыре бригады механиков по пять человек. И все это — на одну машину. У нас же – два механика. Почувствуйте разницу.

— Извините за банальный вопрос… Какие у экипажа дальнейшие планы?
Сергей Кузьмин, г.Минск.

Александр Иннусс — штурман экипажа 388
С 1996 года выступал штурманом в классическом ралли. В 2004 году перешел в ралли-рейд и уже с первого старта занял третье место в Чемпионате Латвии. Участвовал в чемпионате мира «Ориент», в ралли по Арабским Эмиратам и Тунису. В 2005 году подтвердил свое первенство на гонках в Латвии.

С.Ш.: Ждем заседания Совета директоров «B&O» — нашего спонсора. Надеемся, что нам продолжат финансирование на участие в международных соревнованиях, в том числе и в новом «Дакаре».

— Не сочтите мой вопрос некорректным, но сколько можно заработать на участии в Дакаре будучи дебютантом Сергеем Шкелем. Или вы там из чистого альтруизма? Смотрящий, г.Минск.

С.Ш.: Никаких денег на этом не заработаешь. Только опыт.

В "Вечернем Минске" в статье "Невероятные приключения белорусов в Африке "Александра Марщенок описывается эпизод, когда "Оскара" тащили на буксире по автобану. При этом оторванное колесо было привязано веревкой !? Можно ли поподробнее об этом (как привязать?)
Chitatel, г.Минск,

В.М.: Никто нас не тащил. По автобану мы двигались сами в сопровождении полиции. Дело в том, что на втором, горном, этапе Партимао – Малага в машине была повреждена тяга схождения левого заднего колеса. Экипаж, чтобы закончить спецучасток и добраться до пункта техпомощи, с помощью подручных средств и смекалки обеспечил некоторую работоспособность автомобилю. В общем, привязывать надо крепко.

«ОСКАР» — автомобиль экипажа
Автомобиль «Оскар» создан латвийской компанией «Огре Сервис Центр». В нем используются детали серийных автомобилей, в частности мотор «БМВ» объемом 4,4 литра, секвентальная шестиступенчатая трансмиссия и мосты «Мицубиси Паджеро». Ходовая часть и подвеска — собственные разработки компании. Все детали прототипа тщательно испытаны. В ходе гонки средняя скорость автомобиля составляет 150 км/час, расход топлива – 50-60 литров на сто километров. Всего произведено семь «Оскаров»: по одному – для России и Беларуси, остальные – для Латвии.

— Собираетесь ли участвовать в следующем юбилейном Дакаре?
ForSash, г.Москва.

С.Ш.: Надеемся, что будем участвовать.

Интересно, кто-нибудь из участников гонки интересовался у вас о стране, о Беларуси, выспрашивали какие-то подробности, не относящиеся к вашей профессиональной деятельности?
Александр, г. Минск

С.Ш.: Да, были любопытствующие. А в Дакаре мы встретили наших соотечественников, которым было, конечно же, интересно, как сейчас живет Беларусь.  

— Я читал в Инете, что Ватикан требовал запретить «Дакар», как слишком кровавые соревнования. Что вы об этом думаете?
Леонид.

В.М.: Да, потребовал. Но в мире много кровавых явлений и без спорта. Есть где приложить усилия.

— Где сейчас находится «Оскар»? И как себя показал двигатель БМВ в пустыне? «Бумер» есть «Бумер», правда?
Александр Кузнецов, г.Борисов.

С.Ш.: «Оскар» уже прибыл из Африки во Францию, Оттуда его путь лежит в Латвию, где он пройдет ремонт. Двигатель действительно хороший. Выжил.

— Российский экипаж на КамАЗе попал в аварию, потому что ничего не видел из-за пыли, которую подняли идущие впереди машины. А вам как понравилась видимость?
Александр Михто, г.Минск.

С.Ш.: Это действительно большая проблема. Но это проблема для всех участников ралли. И от нее никуда не деться.

— Ралли причисляют к спорту, что спорно. Но будем отталкиваться от такого постулата. В связи с этим вопрос — как вы поддерживаете спортивную форму? Курите? Выпиваете? Поздно ложитесь спать? Или соблюдаете режим? Спасибо.
Трубачев, Гомель

С.Ш.: Есть такая система — Максима Николаевича Давидовича. По ней и работаем. Курим. И выпиваем. Все в меру. Это и есть наш режим.

На этом онлайн-конференция закончилась. Спасибо всем читателям, приславшим свои вопросы. А белорусскому экипажу — удачи и побед!


  • Ожидаемый заголовок. Спортсмены часто так говорят. Мол, мандраж пережить тяжелее всего. А потом -- не до нервов.