Спортивные финансы Беларуси берут под жесткий контроль

Финансовая дисциплина в НОК не то что нарушена, ее там просто нет...

Олимпийское собрание, которое было перенесено с 27 сентября на 26 октября, завершилось вполне предсказуемым разгромом, который президент НОК Александр Лукашенко учинил спортивным боссам, и увольнением Олега Качана с поста министра спорта и Игоря Заичкова — с должности помощника президента. Однако перемены в руководстве отрасли оказались неожиданными: профессионалов сменили пожарный, пограничник и дипломат. Это обстоятельство заставляет задуматься над истинными причинами отставок.

Провал — не катастрофа

В самом начале Олимпийского собрания глава Национального олимпийского комитета заявил, что 12 медалей, конечно, провал, но не катастрофа. После такой оценки не снимают. Тем более — после двухмесячной паузы. Отставка за неудовлетворительный результат в Лондоне была бы логичной, последуй она до конца сентября, пока большая часть тружеников спортивной отрасли пребывает в отпусках. Лукашенко об этом хорошо осведомлен.

Менять управление отрасли в конце октября, когда работа вовсю кипит, попросту не технологично, а значит, и не логично. Да и зачем так долго ждать?

Можно объяснить паузу тем, что за два месяца руками Качана разобрались с группой управленцев высшего и среднего звена, которые давно заслуживали понижения в ранге либо отправки на пенсию.

В их числе начальники областных управлений физкультуры, спорта и туризма Николай Хевук (Брест), Василий Жаранков (Гомель), Владимир Юдко (Могилев), председатель директората национальных команд Андрей Фомочкин, главные тренеры сборных, проваливших Олимпийские игры — Анатолий Бадуев (легкая атлетика), Сергей Китаев (вольная борьба), Геннадий Сапунов (греко-римская борьба), Владимир Синельщиков (академическая гребля), директора Республиканских центров олимпийской подготовки (РЦОП) Геннадий Алексеенко (легкая атлетика), Елена Манько (водные виды спорта), Михаил Евсюк (прикладные), Василий Иванюк (единоборства), начальник спорткомитета Вооруженных сил Алексей Мирошниченко.

«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»? Может, и так. Но есть и другие версии.

«Правила игры»

Александр ЛукашенкоИз слов президента на Олимпийском собрании выяснилось, что министр спорта и два вице-президента НОКа строят себе в Ратомке коттеджи. Вряд ли сам этот факт мог вызвать гнев Лукашенко. Кто же из сановных персон не строит? Не секрет и то, что при этом почти все, так или иначе, используют властные полномочия.

Судя по всему, гораздо больше президента возмутили попытки спортивных руководителей играть «свою игру»: в частности лоббировать кандидатуру директора РЦОП по конному спорту и коневодству Виктора Михадюка на должность министра спорта (вместо Качана) либо его первого зама (эта должность давно вакантна). Это можно рассматривать как формирование нового спортивно-чиновничьего клана в обход президента. Однако его создатели, видимо, грубо нарушили правила игры: «больше двух не собираться и лишнего не болтать». Лукашенко отчитывал их, словно нашкодивших мальчишек, ссылаясь на сообщения информаторов.

Но и эта причина не выглядит убедительным мотивом для снятия весьма лояльного президенту министра и его соратников. Во-первых, коттеджи в Ратомке строятся на выделенной Минспорта территории. Во-вторых, там возведен дом для спортсменов в соответствии с поручением президента. В-третьих, Михадюк имеет имидж толкового руководителя. Есть повод думать, что была иная причина для смены спортивного караула.

Системные ошибки

Олег Качан и Игорь ЗаичковОлег Качан и Игорь Заичков, три года назад сменившие у спортивного руля Александра Григорова и Геннадия Алексеенко, воспринимались как молодые реформаторы, которые обновят кадровый состав Минспорта и возьмутся за решение накопившихся проблем. Ничего подобного не произошло. Оба избегали резких движений и в целом сохранили статус-кво.

Благие намерения у них были. Весной 2010 года они предложили темой Олимпийского собрания ставшую острой проблему воспитания резерва. Однако решения высшего спортивного форума страны фактически остались на бумаге. Поэтому в Лондоне ставка снова была сделана на титулованных спортсменов.

Она себя оправдала лишь частично: медали добыли Сергей Мартынов, Максим Мирный, Виктория Азаренко, Александра Герасименя, Роман Петрушенко и Вадим Махнев, Александр и Андрей Богдановичи, Любовь Черкашина, Ксения Санкович, Анастасия Иванькова, Алина Тумилович. Но другие именитые атлеты на пьедестальный уровень в силу ряда причин, в том числе возрастных, не вышли: Екатерина Карстен, Андрей и Наталья Михневичи, Оксана Менькова, Янина Провалинская-Карольчик, Андрей Рыбаков, Анастасия Новикова, Игорь Макаров, Алексей Шемаров и Руслан Шейхов. Не добрались до Лондона скандалист Андрей Арямнов, а также Юлия Бичик и Наталья Гелах.

Другая трещина пошла по допинговому направлению. За несколько месяцев до Игр был арестован главный тренер легкоатлетической команды Анатолий Бадуев, которого обвиняли в вымогательстве на допинговой почве. К Олимпиаде не был допущен Иван Тихон, а в самом Лондоне провалила допинг-тест Надежда Остапчук.

Даже перечисление неудач наводит на мысль о системных управленческих ошибках, исправлять которые президент доверил специалистам из других отраслей.

Шамко — вариант Шойгу

Александр Лукашенко пояснил, чем руководствовался при кадровых назначениях: «Это должны быть люди со стороны. Я не искал эти кандидатуры среди так называемых специалистов от спорта. Потому что меня настораживает не только бездеятельность бывших руководителей, но и факты коррумпированности этих людей. Поэтому клановости надо было избежать, и поэтому назначал и рекомендовал людей со стороны. Это люди, которые понимают и любят спорт».

Теперь Лукашенко разделил функции помощника президента по вопросам физкультуры, спорта и туризма и первого вице-президента НОК, а также прилюдно наделил полномочиями куратора спортивной отрасли вице-премьера Анатолия Тозика. На вакантные должности назначены новички, ни один из которых профессионалом в спорте не является. При назначении министром 44-летнего генерала Александра Шамко указывалось, что он курировал команду по пожарно-спасательному спорту, которая четырежды становилась чемпионом мира. Но, думается, лучше Александра Игоревича характеризуют должности, которые он занимал в последние годы: в 2007-2008-м — начальник Республиканского отряда специального назначения МЧС, в 2008-2012-м — замминистра по чрезвычайным ситуациям.

Напрашивается параллель с многолетним министром МЧС России Сергеем Шойгу, которого президент Путин полгода назад бросил на очищение от коррупции Подмосковья, а сейчас с той же целью произвел в министры обороны. Шамко, соответственно, предназначено очищать от скверны белорусский спорт.

Первый вице-президент НОК Игорь Рачковский — тоже генерал и ему тоже 44. Он в течение пяти лет возглавлял Госпогранкомитет Беларуси, но в августе был снят с должности после скандала с «плюшевым десантом». Еще раньше он руководил Отдельной службой активных мероприятий (ОСАМ) погранвойск, которая занимается борьбой с контрабандой и другими формами преступности. Этот опыт поможет Рачковскому навести порядок в отрасли и НОКе. Последние 4 года он руководил и федерацией парусного спорта.

По словам председателя Госконтроля Александра Якобсона, проверка выявила, что чиновники НОК, Минспорта и ряда спортивных организаций «чрезмерно увлеклись повышением своего содержания и благосостояния». За два года доля расходов на содержание аппарата НОК выросла с трети до более чем половины. При этом надлежащий бухгалтерский учет не велся. Кроме того, глава Комитета госконтроля констатировал нерациональное использование средств, выделяемых на подготовку спортсменов, а также чрезмерную раздутость штатов Минспорта.

Рачковский взял с места в карьер: «В кратчайшие сроки, буквально в течение следующей недели, будет наведен порядок. Надо брать профессиональных финансистов, потому что финансовая дисциплина не то что нарушена, ее там просто нет».

Кроме того, своим помощником по спорту и туризму президент назначил Максима Рыженкова, профессионального дипломата, работавшего в посольствах в Израиле и Польше. Он из того же поколения, что Шамко и Рачковский. Отец Максима Владимир Рыженков был первым министром спорта суверенной Беларуси, но безвременно ушел из жизни 16 лет назад.

Можно предположить, что истинная цель новых назначений — жесткий контроль финансов спортивной отрасли, которая, по сути, является затратной, а также потенциально и реально коррупционной. В то же время туристическая составляющая Минспорта желаемых дивидендов не приносит. А нынешняя экономическая ситуация в стране вынуждает скрести по сусекам.

Как пертурбации на спортивном Олимпе отразятся на медальных достижениях? Вероятно, этот вопрос на время отойдет на второй план.