Дата публикации:
25.07.2012
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/tourism/2012/07/25/ic_articles_126_178588/

Перед Нарочью встала проблема выбора — люди или утки

Автор: Елена СПАСЮК


Популярность Нарочи у белорусских и зарубежных отдыхающих стабильно высока, но проблема церкариоза здесь до сих пор так и не решена. Вернуться домой с неприятной кожной сыпью, искупавшись в водах брендового белорусского озера, что раз плюнуть. Ученые считают, что вопрос требует радикального и однозначного решения — либо озеро для людей, либо для уток.


Фото naroch.land.ru

Только с начала июля зарегистрировано 65 случаев церкариоза, среди пострадавших 29 детей. Врач-паразитолог Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Андрей Веденьков отметил, что больше всего пострадавших было в первой декаде июля, когда в Беларуси установилась жара. Такие погодные условия благоприятны для личинок гельминтов, которые вызывают церкариоз, в теплой воде они активизируются.

Церкариоз переносят водоплавающие птицы, одним из звеньев его передачи человеку являются моллюски. Заболевание представляет собой аллергическую реакцию: на теле человека появляется сыпь, волдыри, он испытывает слабость, головокружение, возможно повышение температуры. Спустя 7-10 дней эти симптомы исчезают — личинки в теле человека погибают.

Пик заболеваемости церкариозом на Нарочанских озерах пришелся на лето 2010 года, которое было аномально жарким. В связи с этим большие усилия были затрачены на проведение благоустройства пляжной зоны, выкашивание растительности, в которой размножаются моллюски, очистку от них водоемов.

О том, что Нарочь должна, наконец, стать безопасной для купания и приблизиться к уровню курорта европейского уровня, говорят давно, но воз и ныне там.

Вот и экс-председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать, съездивший на Нарочь отдохнуть, в интервью газете «Обозреватель» назвал, основываясь на собственных впечатлениях, самый крупный белорусский курорт позорищем. По его словам, денег на различные научные исследования экологического состояния озера и его окрестностей затрачено очень много, «но реальной, видимой пользы они не дали».

«Сегодня в курортном поселке нет красивой набережной, практически отсутствуют обустроенные по европейским нормам пляжи. Посмотрите на обшарпанные здания почты, поликлиники, аптеки в центре курортного поселка. Позорище!»,
— вполне конкретно заявил Зенон Ломать.

На самом высоком государственном уровне Нарочью серьезно занимаются уже много лет. С 1999 года созданное по указу президента государственное природоохранное учреждение «Национальный парк «Нарочанский» подчинено Управлению делами президента. Еще в 2004 году Александр Лукашенко говорил, что неудовлетворительное состояние «Нарочанского» — это результат не природной стихии, а элементарной бесхозяйственности, недопустимого отношения властей к ценнейшему национальному достоянию.

Уже третий четырехлетний цикл под проблемы Нарочи пишутся государственные программы, на реализацию которых тратятся немалые по меркам этого региона средства.

Например, на Госпрограмму экологического оздоровления озера Нарочь на 2005-2008 годы было направлено более 65,1 млрд. рублей. Мероприятия программы позволили довести качество воды в озере до установленных нормативов. В частности, прозрачность воды составляет около семи метров в глубину.

Кроме того, благодаря вводу в эксплуатацию подводящего газопровода протяженностью 20,5 км и реконструкции общекурортной котельной объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу был снижен в 12,5 раза. Часть средств ушла на обустройство прибрежной и пляжно-парковой зон, на оборудование экологических троп и туристических стоянок.

Сейчас работает Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 годы. Только в прошлом году по этой программе было освоено 149 млрд. рублей. 

Определенные результаты, как видим, есть, но в целом курортом, за который было бы не стыдно, Нарочь так и не стала. Проблема инфраструктуры решена лишь частично, а вопрос церкариоза и вовсе стоит ребром.

Этот вопрос не столько упирается в деньги, сколько требует принятия непростого решения. Этот моральный выбор сделать непросто, однако необходимо, отметил в комментарии для Naviny.by генеральный директор Научно-практического центра по биоресурсам, член-корреспондент Национальной академии наук Михаил Никифоров. Если на Нарочи будут жить утки, значит, будет и церкариоз.

Санслужбой совместно с представителями Национального парка «Нарочанский» и НПЦ по биоресурсам в конце мая был проведен мониторинг подготовки пляжей Нарочи к купальному сезону.

«Комиссией выявлен ряд нарушений регламентов внедрения научных рекомендаций. Так, с 20 мая не велось отпугивание и регулирование численности птиц в прибрежной части курортной зоны озера Нарочь, так как Минприроды выдало разрешение на отстрел и отпугивание птиц Национальному парку «Нарочанский» только на апрель-май. В этой связи не были приняты радикальные меры по удалению водоплавающих птиц из прибрежной зоны», — отметил Михаил Никифоров.

Водоплавающие птицы на Нарочи практически на 100% заражены шистосоматидами, вызывающими церкариоз. Такая ситуация, в принципе, наблюдается по всей Беларуси, однако на Нарочи отдыхающие птиц прикармливали в течение десятилетий. Теперь же накопленный эффект выходит боком.

Как бы это ни было жестоко, отмечает Михаил Никифоров, но только радикальное удаление водоплавающих птиц из прибрежной рекреационной зоны позволит снизить до минимума активность функционирующего очага и предупредить его появление на других рекреационных водоемах.

Если птиц не отпугивать и не отстреливать, надо смириться с тем, что они распространяют болезнь. Лечение птиц эффекта не дает, подчеркивает ученый.

Если же в Беларуси готовы пожертвовать зонами отдыха в пользу водоплавающих, это другой разговор. В Европе не редкость, когда озера отданы птицам, которых отдыхающие подкармливают, любуясь красотой природы. Сами же купаются в бассейнах. Но на курорте Нарочь, правда, бассейнов, за исключением пары санаториев, нет.