Какой туризм развивают в Беларуси? Никакой

Беларусь может развивать многие направления туризма. Только проблема в том, что ничего мы не доводим до конца…

 

Вялотекущий в стенах Министерства спорта и туризма мозговой штурм на тему развития въездного туризма время от времени выдает новые идеи. За последние годы их уже родилось немало, и это замечательно. Другое дело, что, обозначив несколько перспективных направлений развития внутреннего туристического рынка, ни одно из них государство не может довести до ума.

БеларусьИз всех видов туризма в Беларуси пока успешнее всего развивается экскурсионный туризм. В этом году число экскурсантов увеличилось более чем на 13,5%. Всего в этом году в экскурсиях поучаствовало примерно 11,5 млн. человек, в том числе 5,2 млн. человек посетили музеи. Среди наиболее востребованных объектов туризма — мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», гомельский Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей, Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, историко-культурный музей-заповедник Несвиж, Мирский замковый комплекс.

Агро- и экотуризм стал делом жизни для сотен сельчан; занял свою скромную нишу паломнический туризм; медицинский туризм по большому счету остался на уровне инициативы. Схожая судьбу, не исключено, ждет военный и гастрономический туризм, с предложением развивать которые выступает профильное ведомство.

«Беларусь всегда позиционировалась как партизанский край, и много показывали западным туристам из военной истории», — отметил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга на пресс-конференции в Минске. По его словам, военной тематикой увлекаются примерно 5% туристов из Западной Европы, и Беларусь может представлять для них интерес. В связи с этим в стране перспективно развивать военный туризм: «Это — возможности использования мест, связанных с Первой мировой войной, Второй мировой войной, с военными событиями 1812 года».

Еще одно перспективное направление, по мнению Чеслава Шульги — гастрономический туризм. «Во многих странах используют именно такую форму: чтобы турист приехал, сам продегустировал, посмотрел производство того или иного продукта и на выходе мог что-либо купить», — сказал замминистра.

По его словам, в Минске была бы востребованной экскурсия на фабрику «Коммунарка» с дегустацией продукции и ее приобретением. Аналогичные экскурсии могли бы проводить предприятия по производству кондитерских изделий, спиртных напитков, считает Шульга.

Минспорта и туризма предлагает составить перечень перспективных видов туризма и тех организаций, которые придут на этот рынок.

«Они должны иметь поддержку со стороны государства — льготы по продвижению, бесплатное участие в выставке, дотацию государства на буклеты и проспекты, которые будут продвигать этот вид туризма. Может быть, также получится какая-нибудь поддержка по налогам», — сказал Шульга.

Безусловно, в стране могут развиваться различные виды туризма. Однако сферу туризма шатает, так она не стоит на каком-то фундаменте, считает главный редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик.

«Шараханья в определении туристического продукта будут происходить в Беларуси, пока мы сами не определимся с национальной идеей», — отметила эксперт в комментарии для Naviny.by. Пока национальное наполнение туристического продукта, да и основной туристический бренд остаются еще неопределенными.

Развитие агротуризма, о котором говорят уже много лет, брендом стать не может: «Нигде в мире агроусадьбы не являются мощным потокоемким сегментом туристического рынка. Это, скорее, индивидуальный тонкий турпродукт. Безусловно, агроусадьбы во многом заменили отели, которых не хватает. Однако серьезные фирмы не включают агроусадьбы в свои схемы, предпочитая работать с отелями».

Недалеко уедешь и убеждая иностранного туриста, что Беларусь — самая чистая страна: «Для того чтобы убедиться в обратном, достаточно зайти в любой общественный туалет, где и оценивают чистоту. Найдите в провинции туалет вообще или чистый туалет в столице. Именно такие вещи определяют уровень инфраструктуры в целом».

Лилия Кобзик отмечает, что географическое положение Беларуси позволяет ей развивать многие направления туризма. Только проблема в том, говорит эксперт, что ничего мы не доводим до конца: «Пробуем то одно, то другое, то третье. Может, мы такие медленные, что долго запрягаем, а потом быстро поедем. Однако очевидно, что мы идем непонятным путем. Плохо, что мы недоделываем или вообще не занимаемся в сфере туризма чем-то очевидным. Например, в Беларуси есть места, которые можно преподносить в качестве наших жемчужин. Скажем, запад Беларуси. Если бы занялись Гродно, Пинском и окрестностями, это могло бы дать очень хороший результат. Однако этим регионом не занимаются, и в Гродно, и в Пинске туристов мало. Средства вкладываются в другие места — строятся какие-то домики охотников и так далее».

Мы можем предлагать свой турпродукт, который в западном регионе вполне европейский, считает Кобзик, его нужно только привести в порядок: «Этого не делается. Хотя мы вполне могли бы войти в общую европейскую туристическую среду. В Беларуси можно организовать отдых по примеру европейского. Приезжают россияне в нашу страну назад в СССР. Уезжают и удивляются, что Минск — католический город, а Беларусь — страна замков».

Проблема также и в том, что в Беларуси больше говорится, чем делается для развития въездного туризма. А занимаемая государством позиция, например, в визовом вопросе с массовым туризмом вообще несовместима.

Схемы, работающие в сфере туризма, инфраструктуры и сервиса везде одинаковые — и у нас, и в Индии, и в Италии. Ими нужно лишь грамотно пользоваться, отмечает Кобзик.