Дата публикации:
23.08.2011
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/economic/2011/08/23/ic_articles_113_174833/

Почему Михаил Мясникович не выполнил валютное обещание?

Автор: Дмитрий ЗАЯЦ

 

Вслед за вице-премьером Сергеем Румасом, который обещал урегулировать ситуацию на валютном рынке за одну-две недели, аналогичное обещание не выполнил и глава белорусского правительства. Вместо нормализации ситуации на валютном рынке, которую Михаил Мясникович предрекал к 23 августа, мы сейчас имеем неофициальный курс доллара, почти вдвое превышающий установленный Нацбанком.

 

Курс доллара подбирается к пятизначной цифре

Предприятия на теневом рынке покупают сегодня доллары по курсу, который находится в районе 9000 рублей и даже превышает его. Евро, как сообщили интернет-газете Naviny.by представители коммерческих банков в понедельник, «по безналу» можно было купить за 13 – 13,5 тысячи рублей.

Наличный курс доллара на теневом рынке традиционно на тысячу рублей ниже безналичного.

Курс наличного доллара в августе*


*Источник: данные о средневзвешенном курсе на электронном обменнике prokopovi.ch


«Большинство заявок о продаже долларов удовлетворяются по курсу 8000-8200 рублей», — говорит основатель электронного обменника валют prokopovi.ch Петр.

В общем, налицо и множественность курсов валют, и существенная разница между рыночным курсом и официальным. Между тем, ровно два месяца назад премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович обещал, что ситуация на валютном рынке будет урегулирована за один-два месяца.

«Все вопросы в экономической жизни Беларуси в ближайший месяц, максимум два, будут решены. Это касается валютного рынка», — заявил Михаил Мясникович (цитируем по сайту правительства) 23 июня в Санкт-Петербурге, отвечая на вопросы журналистов.

Сегодня 23 августа, прошло как раз два месяца, но ощущения, что «все вопросы» на валютном рынке так и не решены.

По мнению банкиров и экономистов, с которыми беседовал корреспондент Naviny.by, проблемы пока и не могли быть решены — по двум причинам. Во-первых, страна так и не получила средств, которые можно было бы направить на удовлетворение повышенного валютного спроса на внутреннем рынке. Во-вторых, макроэкономическая политика правительства, от которой напрямую зависит ситуация на валютном рынке, за последние месяцы в лучшую сторону не поменялась.

«Ситуация на валютном рынке за последние два месяца не изменилась, так как основное решение, которое было принято за это время, состояло лишь в том, чтобы не принимать никаких решений," — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Эксперт отмечает, что причины, породившие валютный кризис, попросту проигнорированы. Политика стимулирования внутреннего спроса не была кардинально пересмотрена, поэтому экономику приходилось подпитывать эмиссионными ресурсами.

«Монетарная политика оказалась заложником тех фундаментальных правил игры, которые в Беларуси за последние месяцы не поменялись. Многие госпрограммы, требовавшие кредитных ресурсов, реально не были пересмотрены. В этой ситуации, чтобы не допустить неплатежей, центробанку приходилось подпитывать рублевую ликвидность коммерческих банков», — говорит Дмитрий Крук.

По убеждению аналитиков, если бы макроэкономическая политика была пересмотрена и экономику перестали накачивать рублями, то ситуация на валютном рынке стабилизовалась бы. Напомним, что в июне-июле курс доллара на наличном и безналичном рынках был относительно стабильным.

«Мы тогда вышли на равновесный курс (около 6200 рублей за доллар США на наличном рынке. – Naviny.by) и удерживали его достаточно продолжительное время», — считает основатель электронного обмена валют prokopovi.ch Петр. Однако, добавляет он, продолжение эмиссионной политики вкупе с тревожными слухами на валютным рынке снова привели к росту котировок.


Как бизнесу остаться в живых

Сохранение статус-кво крайне отрицательно влияет на работу бизнеса.

«Бизнес негативно воспринимает нынешнюю ситуацию на валютном рынке. Она создает немало проблем, когда речь идет об организации отношений с поставщиками и покупателями», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by генеральный директор консультационной компании «Ключевые решения» Александр Кулижский.

Все это влечет снижение деловой активности на внутреннем рынке, полагает и глава представительства инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» в Беларуси Сергей Левин.

«Если такая ситуация будет сохраняться, то это, очевидно, приведет к гиперинфляции. В условиях же гиперинфляции инвестиционная составляющая в деятельности бизнеса будет забыта на долгий срок. Активность будет на каком-то минимальном уровне – чтобы бизнес просто не умер», — говорит Левин.

Чтобы бизнес не умер, Александр Кулижский рекомендует предприятиям диверсифицировать рынки сбыта продукции и активнее заниматься экспортной политикой: «Компании, если они не собираются умирать, должны сделать свой бизнес более диверсифицированным и независящим от происходящего на отдельном рынке». Те компании, которые имеют собственное производство и рынки сбыта за пределами страны, «не испытывают сегодня катастрофических сложностей», констатирует он.

Импортерам же, конечно, приходится сегодня очень тяжело.

«Одни предприятия-импортеры закладывают в стоимость товара завышенный курс, чтобы застраховать возможные риски. Другие снижают цены, чтобы занять полки, а третьи просто сократили объемы операций до минимума», — рассказывает управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой компании United Capital Виктор Степанов.

За новые бизнес-проекты сейчас мало кто берется: «Многие компании отложили реализацию долгосрочных проектов. На рынке есть случаи, когда и инвестор известен, и исполнитель проекта известен, но последний в сегодняшней ситуации не берет на себя ответственности запускать проект», — отмечает Степанов.

Наблюдатели сходятся во мнении, что только компании, ориентированные на экспорт, в настоящее время могут получить значительные инвестиции. Что касается других бизнесов, то им в нынешней ситуации приходится рассчитывать лишь на скорое окончание валютного кризиса.

Когда это произойдет, судя по очередным несбывшимся обещаниям чиновников, не знают даже в правительстве.