Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Беларусь не будет продавать МЗКТ российским купцам
    Эта козырная карта будет придерживаться белорусским президентом до последнего…
  2. Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
    Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей…


Экономика

Белорусское молоко может потерять российский рынок


Молочные активы Беларуси попали в сферу интереса ведущих российских игроков рынка. По информации «Известий», среди предприятий, которые ведут переговоры по покупке доли в белорусских компаниях, фигурируют «Вимм-Билль-Данн» (входит в PepsiCo) и производитель мороженого «Русский холод». Однако, как выясняется, на пути российского капитала возникает масса препятствий.

молочные продуктыМолочная отрасль — одна из самых привлекательных для иностранных инвесторов. «Наличие собственного производства в стране с высокой культурой производства и переработки молока — сильное стратегическое преимущество для любого транснационального игрока», — пояснил «Известиям» вице-президент «PepsiCo Россия и СНГ» Сергей Глушков.

Государство вложило и продолжает вкладывать в предприятия финансовые ресурсы для наращивания объемов производства и поставок на внешние рынки. Благодаря этому молочная отрасль входит в число основных валютных доноров страны.

В прошлом году белорусскими предприятиями на внешние рынки было поставлено молока и молочной продукции почти на 1,7 млрд. долларов. В части пополнения бюджета валютой «молочку» опередили только нефтепродукты (12,5 млрд. долларов) и калийные удобрения (3,3 млрд. долларов). По оценкам экспертов, на Беларусь приходится около 5% мирового экспорта молочной продукции.

Между тем, у экспортной политики предприятий отрасли есть серьезный недостаток — чрезмерная ориентация на российский рынок. В 2011 году в общем объеме экспорта доля России составила почти 90%.

По данным компании EnterInvest, в 2011 году доля Беларуси в общем объеме импорта в Россию цельного и концентрированного молока составила более 80%, сливочного масла, а также сыров и творога — 30%. И это создает огромные риски для молокоперерабатывающих предприятий.

«Неизбежная перспектива — сокращение возможности работы на российском рынке», — уверен заместитель директора департамента инвестиционного банкинга EnterInvest Олег Андреев. По словам эксперта, это, прежде всего, связано с развитием собственной сырьевой базы в России, что приведет к вытеснению нашей продукции.

По данным Белстат, производство молока в 2011 году составило 6,5 млн. тонн и сократилось по сравнению с 2010-м на 1,8%, или на 124 тыс. тонн. При этом потребление молока и молочных продуктов в пересчете на молоко в 2011 году составило 252 кг на человека или 2,4 млн. тонн. Соответственно, избыток производства молока в стране составляет 4,1 млн. тонн в год. Весь данный объем отправляется на экспорт, в основном, в Россию. Однако уже к 2016 году страна-соседка сможет заместить 4 млн. тонн белорусского молока, не исключает Олег Андреев.

В России по итогам 2011 года общее производство молока составило около 31,65 млн. тонн. При этом потребление молочной продукции не превышает 230 кг на человека в год. Но уже за первые пять месяцев 2012 года производство молока выросло на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го или практически на 500 тыс. тонн.

«После того, как Россия практически отказалась от импорта куриного мяса за счет курятины собственного производства и приступила к реализации проектов в свиноводстве, аналогичные программы поддержки реализуются и в крупном рогатом и молочном животноводстве. Уже сегодня существуют масштабные проекты по закупке стада за рубежом, планируется строительство крупных комплексов. Предполагается произвести четкую дифференциацию между дойным стадом и мясным. Не так давно была принята программа развития АПК РФ в 2013-2020 годах», — констатирует эксперт EnterInvest.

В частности, прогнозируется, что обеспеченность собственным молоком и молочными продуктами увеличится с 79% в 2011 году до 90,2% к 2020 году. В физическом выражении производство молока увеличится с 31,65 млн. тонн в 2011-м до 38,2 млн. тонн в 2020-м, также будут увеличены объемы производства сыров на 100 тыс. тонн.

При этом молочной отрасли будет оказываться серьезная поддержка путем субсидирования процентных ставок по кредитам на модернизацию и строительство животноводческих комплексов, а также предприятий для первичной переработки молока, приобретения племенного скота, мер таможенно-тарифного и технического регулирования, реализации отраслевых региональных программ по молоку.

«Поэтому уже сегодня становится очевидным, что российские производители и переработчики молока хотят избавиться от белорусских конкурентов. Понятно, что рано или поздно это произойдет. Каким образом — это другой вопрос», — отмечает Олег Андреев.

По его словам, совершенно очевидно: без привлечения серьезных игроков, которые обладают современными технологиями, мощным финансовым ресурсом, а также сильным брендом, проблемы белорусской молочной отрасли не решить.

И в этой связи особую актуальность как раз приобретает приход российского капитала в молочную отрасль Беларуси.

Во-первых, это позволит существенным образом снизить риски ограничения поставок молочной продукции из Беларуси в Россию. Во-вторых, что немаловажно, крупнейшие российские игроки имеют в составе своих акционеров известных мировых производителей, значительный финансовый ресурс и опыт работы в рыночных условиях.

Как считает Олег Андреев, оптимальные варианты инвестирования — это создание проекта с нуля, организация производства на площадках с уже имеющейся базовой инфраструктурой, создание СП с уже действующим предприятием по примеру «Данон-Юнимилк».

Однако конкретных договоренностей с белорусской стороной пока нет. Более того, перед российскими компаниями возникают непреодолимые барьеры. Один из них — требование белорусских властей о крупных прямых инвестициях в молочное животноводство.

«Но PepsiCo на глобальном уровне не инвестирует в капитал сельскохозяйственных предприятий, а занимается переработкой и реализацией продуктов питания», — отмечает вице-президент «PepsiCo Россия и СНГ» Сергей Глушков.

Впрочем, как считает Олег Андреев, белорусские власти могут договориться о вхождении российской компании в акционерный капитал белорусской без дополнительного инвестирования в сельхозпредприятия. Весь вопрос в цене.

Но есть еще одно препятствие на пути зарубежных денег — проводимая в Беларуси реформа по укрупнению мясомолочных холдингов.

В настоящий момент рассматривается возможность создания шести молочных холдингов. В перспективе на базе холдингов может быть создана объединенная национальная молочная компания

Выгода, которую власти хотят извлечь из интеграции активов — это повышение конкурентоспособности молочной продукции на внешних рынках, наращивание экспорта и увеличение притока валюты в страну.

Но достижение этих целей возможно только при грамотной консолидации с участием сильных стратегических инвесторов, которые имеют известные бренды, чья продукция конкурентоспособна не только на региональном, но и на международных рынках. К сожалению, проводимая консолидация проблем отрасли не решает.

«Во-первых, отсутствует понимание, для чего нужно производить укрупнение, во-вторых, никто не знает, как это делать. И именно отсутствие понятных перспектив развития мешает приходу частного капитала. А учитывая то, что никто не понимает цель и не видит результат, данный процесс может тянуться бесконечно долго», — убежден заместитель директора департамента инвестиционного банкинга EnterInvest Олег Андреев.

Но хуже всего, отмечает эксперт, что данное укрупнение не будет сопровождаться структурными изменениями. То есть, менее эффективные производства сокращаться и закрываться не будут, системы закупок и кредитования сельских хозяйств останутся прежними, а также не будет проведена необходимая дополнительная модернизация предприятий.

При таком сценарии совсем скоро более продвинутые конкуренты начнут интенсивно выдавливать наши молочные предприятия с внешних рынков.

Оценить материал:
Средний балл - 3.36 (всего оценок: 19)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • С точки зрения цены и стоимости по К.Марксу (в современном выражении), это затраты времени на поиск, производство и реализацию товара. Все остальное относится к спросу (по различным причинам), рекламе (по известным причинам) и приемам воздействия политическими, экономическим, коммерческими и прочими методами (по причинами целевого достижения заранее намеченных результатов). Я вот, и туда прикладываю молоко, и сюда его прикладываю, а кроме политики Московии, других причин не нахожу. Получается, что это один из способов унижения белорусов по результатам его труда. К такому еще одному унижению беларусов, как их периодически и постоянно назвать кличками «Белоруссия» и «белорусс», в то время, как правильно и по правилам русского языка следует называть «Беларусь» и «беларусы». Вот так. Царя «Всея Руси» Ивана Ужасного нет, а его идеология в отношении населения государства ВКЛ – застыла в кремлевских кругах РФ.
  • Старанно как-то. Как будто молочный рынок России зависит только от нас,а без нашего молока они б просто умерли. Кто был в ЕС меня поймет. Как правило молочная продукция продается там ,где производиться. Страны защищают свои рынки. Я не беру в пример бренды сыров,допустим французких. Сельхозхозяйство у нас,на мой взгляд,должно быть прибыльно в первую очередь внутри страны,на внутреннем рынке,а уж потом лезть наружу. Тем более где эта продукция нафиг не нужна. Тупо думать , что у нас классное молоко и дешевое(а ведь это правда),а поэтому мы завоюем весь молочный рынок, сверх самонадеяности и безответственности. Страна должна быть самодостаточной внутри,а не надеяться ,что у нее что-то купят по дружбе,или нальют бензина по дешевке.
  • У нас таких «оруссившихся» и в высшем руководстве полно, тоже как Вы по совковому через раз говорят, то Беларусь, то Белоруссия. Это хроническое, предательски сохранившееся от стремления «собирания земель Руси» со времен Ивана Ужасного. Некоторые считают, что Витебчанка и Витеблянка - это синонимы. Другие предпочитают называть: Витебчанка, по аналогии с Минчанка, Гомельчанка и др А вот в «Витебской энциклопедии» ( http://evitebsk.com/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0 ) пишется, что: Жителей Витебска обычно называют витеблянами (витеблянин, витеблянка) или витебчанами (витебчанин, витебчанка). Иногда встречаются другие названия горожан:витьбичи, витебцы, витебчуки. С исторической точки зрения правильнее называть жителей Витебска витеблянами, поскольку этот этнохороним регулярно упоминается в письменных источниках с 1263 года (в форме видьбляны)[4], то есть уже 750 лет. Это только подтверждает, что правила любого языка идут не впереди названий, а после многократного преломления во мнениях людей, и только после этого входят в словари и потом в правила.
  • Ого, уже и производные с двумя "с" появились. А слова "белорусс", "белоруссочка", или, к примеру, "обруссевший" тоже у вас в лексиконе есть? Я смотрю, вы стремитесь переплюнуть наших восточных братьев в неуважении к Беларуси, ее истории и людям. А мне больше нравится "ГОЭЛРО" вместо "Нашая". Это ничего? это уже только от меры испорченности зависит.
  • Нет. Я из Белоруссии. И прожила здесь, считай, всю жизнь, хоть и не белоруска по происхождению. А в РФ, кстати, уже давненько не была. Чувствую, что и мой русский значительно поотстал, обелоруссился... А мна больше нравится - "витебчане"... Согласитесь, слово "витеблянка" не совсем благозвучно.
  • А еще на уровне сми - дом2, скандалыинтригирасследования, камедиклабы и прочий мусор, от запаха которого у любого нормального человека случается приступ тошноты. В общем, это такие же авторитеты, как и славянский с юрмальским базары. Ивуарийцами жителей Кот-Д"Ивуара называют. по правилам, а не потому что очень хочется подчеркнуть "глубокую связь с корнями". Правильно - "витебляне", а дураков хватает везде, в т.ч. и среди рисовальщиков плакатов. так никто и не сомневался. Вы из РФ, да?