Другие материалы рубрики «Выборы»
-
Выборы-2010. Урны в прямом эфире!
Станьте наблюдателем на выборах президента Беларуси, не выходя из дома или офиса!.. -
Предвыборное «блюдо» избирателей — «лапша на уши»
ТОП-10 самых народных обещаний кандидатов в президенты…
- На участке в гомельском университете явка на досрочное голосование составила 70%
- ЦИК не фиксировал серьезных нарушений на досрочном голосовании
- 23,1% избирателей Беларуси на президентских выборах проголосовали досрочно
- Доверенное лицо кандидата Рымашевского поместили в СИЗО до суда
- Гомельская милиция предупредила активиста БХД о недопустимости участия в акции на Площади
- Владимир Некляев: у нас есть план действий на Площади
- Учащихся колледжа заставляют голосовать досрочно
- Романчук: самый прокремлевский кандидат — это Лукашенко
- В Бресте за выборами наблюдают вооруженным глазом
- Первые данные об итогах выборов ЦИК обнародует в 20 часов 19 декабря
ВыборыПартнёр рубрики: «Правозащитники за свободные выборы»
Выборы-2010. Государство оказалось щедрее электората
К финишу подходит избирательная кампания, во время которой средства на агитацию кандидаты получали из двух источников: государство и избиратели.
Как ни странно, оказалось, что в большинстве случаев государство было куда щедрее демоса. Из республиканского бюджета, напомним, каждому кандидату было выделено 80 млн. 300 тыс. рублей.
Официальные данные Центризбиркома по состоянию на 14 декабря
Лидирует Владимир Некляев — по последним данным, его фонд вырос до 103 млн. рублей. Причем и потратить он успел прилично. Как сообщила юрист штаба кандидата, потрачено уже более 72 миллионов.
Ненамного, но вырос за последнюю неделю и счет Ярослава Романчука. Как рассказал начальник штаба кандидата Лев Марголин, «на счету находится 1 миллион 744 тысячи рублей».
Денег на счету Виктора Терещенко стало аж в 280 раз больше — теперь там 28 тысяч рублей.
На счету Григория Костусева — чуть более 985 тысяч рублей, Андрея Санникова — около 17 миллионов.
Впрочем, как заметил пресс-секретарь Санникова Александр Атрощенко, известны факты того, что избирателям в банках отказывали в перечислении денег на счет демократического кандидата, «ссылаясь на какие-то технические трудности. Потому от некоторых, даже желавших перечислить средства, мы их не получили».
Дмитрий Усс даже не стал создавать избирательный фонд. А вопрос о финансировании агитационной работы предпочел оставить «без комментариев».
Остальные кандидаты признаются, что особо и не рассчитывали на эти фонды, потому давно в них не заглядывали и понятия не имеют, сколько там накапало.
Николай Статкевич, которому за неделю избиратели перечислили 160 тысяч, чуть не опоздал с открытием фонда. «Долго не хотел вообще его создавать, но люди постоянно спрашивали, куда и как они могут перечислить деньги. Потому создали его буквально в последние дни. Не думаю, что за пару дней туда много перечислили», — рассказал Naviny.by Статкевич.
Виталий Рымашевский, с которым сограждане поделились 1 миллионом 627 тысячами, и вовсе отговаривает своих избирателей перечислять деньги в его пользу. «Я призываю людей не пользоваться этим — потому что это может быть небезопасно», — полагает он, имея в виду необходимость предоставления такой информации, как имя, номер паспорта и место жительства.
По словам Виктора Терещенко, его команда занимается агитацией за счет 80 миллионов из госбюджета. Как добавил доверенное лицо Терещенко Олег Нестерков, «было принято решение работать только в рамках республиканского бюджета — у нас такая тактика. Потому мы просим избирателей не перечислять нам деньги, чтобы потом не пришлось их возвращать. А именно так полагается сделать с неиспользованными средствами избирательного фонда».
«Мы специально стараемся на этот счет привлекать более-менее конкретные суммы на конкретные вещи — чтобы потом не оставались излишки, которые потребуют бумажной волокиты», — объяснил Naviny.by член команды Алеся Михалевича Игорь Драко.
Большинство остальных кандидатов признается, что основную часть агитационной работы они провели за счет государства.
Терещенко порадовали 100 рублями, а Костусева — 10…
В штабах кандидатов небольшой улов денег от избирателей объясняют неразвитой политической культурой и банальным страхом белорусов.
«Наш народ еще не приучен ко всем этим фондам, он попросту боится их — потому что там же анонимные пожертвования не принимаются, надо давать такие сведения, как Ф.И.О, номер паспорт, адрес проживания, — рассказал Naviny.by Лев Марголин. — К тому же, белорусам не хватает политической культуры сбора средств. Думаю, пройдет какое-то время, прежде чем это сможет стать реальной силой. Вот если бы можно было давать своему кандидату какие-то пожертвования из рук в руки — без документации — думаю, средств было б больше. Но мы не имеем права принимать такие пожертвования».
Впрочем, некоторые кандидаты признаются, что позволяют своим избирателям помочь себе канцтоварами, бумагой… Также в штабах заявляют, что большинство полученных от избирателей средств — перечисления от физических лиц. «Это обычные люди, много переводов было даже от пенсионеров, которые кто сколько смог перечисляли», — заметил Александр Атрощенко.
Впрочем, как заметил, Лев Марголин, в ходе этого этапа избирательной кампании бывало всякое: «Некоторые кандидаты к перечислению средств активно привлекли свои инициативные группы. Но мы по этому пути не пошли — нам важнее, чтобы просто обыватель, обычный человек из народа поучаствовал в этом деле хотя бы несколькими рублями».
Тем временем в штабе Некляева, собравшего больше всего пожертвований, намекают, что нужно было раньше и активнее работать с избирателями — дабы заручиться их поддержкой.
«Все просто: еще до избирательной кампании Некляев хорошо поработал с избирателями в рамках кампании «Говори правду!». Люди его узнают, помнят, как он им помогал в решении проблем — вот и откликаются и поддерживают рублем», — объяснила Naviny.by юрист штаба.
Примечателен разброс перечисленных в фонды сумм. Максимальная разрешенная законодательством — 350 тысяч рублей. Такие суммы удалось заполучить от некоторых избирателей Некляеву, Костусеву, Романчуку, Санникову. Рекордным минимумом отличилась поклонница Костусева из Орши — женщина не поленилась сходить в банк, заполнить необходимые бумаги и… перечислить 10 белорусских рублей. У Романчука зафиксированный минимум — 50 рублей, у Терещенко — 100, у Некляева — 500 рублей.
Курс рубля к агитлистовке
Согласно законодательству финансовый фонд кандидата в президенты может формироваться из трех источников: собственных средств кандидата (до 50 базовых величин), добровольных пожертвований граждан (не более 10 базовых величин с одного гражданина) и добровольных пожертвований юридических лиц (не более 30 базовых величин с одного юридического лица). Общий объем индивидуального финансового фонда не должен превышать трех тысяч базовых величин (105 млн. рублей). |
Все поступившие в штабы кандидатов средства идут на агитработу. Причем на те листовки, которые уже сегодня можно видеть втоптанными в грязь на улице, пошли едва ли не все деньги команд.
«99% средств пошло на изготовление агитационной печатной продукции», — рассказал Марголин. «Больше всего потратили на плакаты и листовки», — поддерживает его глава штаба Костуесва Алексей Янукевич.
Многие кандидаты вынуждены с сожалением констатировать, что из-за того, что предоставленные госбюджетом средства можно тратить только на изготовление печатной продукции, они не могут позволить себе других форм агитации.
«Конечно, не на все хватает — хотелось бы разместить рекламу и в метро, и на бигбордах», — поделился с Naviny.by Янукевич.
Вот штабу Некляева повезло больше. «Деньги, предоставленные ЦИКом, были потрачены на печать, а средства избирательного фонда — на более современные формы агитации: рекламу на сайтах и радио, заказ бегущих строк на телеканалах, — рассказала юрист штаба. — Впрочем, когда разворачивается такая масштабная кампания, когда даются такие возможности, всегда хочется проводить полноценную работу. И если оценивать кампанию с этой позиции, то денег всегда мало».
Однако и их достаточное количество не всегда играет решающее значение. «Примечательно, что, несмотря на то, что мы готовы платить деньги — из официального и законного фонда — многие радиостанции отказывались давать нашу рекламу», — признались в штабе Некляева.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева