Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Новые условия работы валютного рынка: день первый
Стоимость валюты для населения будет напрямую зависеть от того, какие обменные курсы сложатся на биржевом, внебиржевом и межбанковском рынках… -
В этом году белорусы работали на государство на 12 дней больше
День свободы от налогов в этом году в Беларуси наступил 25 мая…
- В мае средний курс наличного доллара вырос на 4,2%, с начала года — на 6%
- Бюджет исполнен с профицитом 15,4 трлн. рублей, или 6,1% к ВВП
- Нацбанк снижает ставки по операциям поддержки текущей ликвидности банков
- С начала года внешний госдолг Беларуси вырос на 107,2 млн. долларов
- Доллар и евро продолжают дорожать
- Инфляция в Беларуси в январе-апреле — почти 6%
- С начала года инфляция в Беларуси составила 4,9%
- С начала года ЗВР Беларуси сократились почти на полмиллиарда долларов
- «Вопрос недели». Готовы ли белорусы к алтыну?
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
Финансы
Нацбанк готовится к валютным интервенциям
Председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова прогнозирует, что в октябре Нацбанку придется проводить интервенции на дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ). Об этом она заявила 3 октября, выступая на открытии осенней сессии Совета Республики Национального собрания, сообщает БелаПАН.
По словам Ермаковой, за две недели работы дополнительной сессии БВФБ Нацбанк интервенции не проводил. «Думаю, какое-то время мы сможем продержаться, но, скорее всего, в октябре, чтобы не допустить резкого скачка доллара вверх, нам придется проводить эти интервенции», — сказала глава Нацбанка.
При этом она подчеркнула: интервенции возможны лишь за счет тех золотовалютных запасов, которые Нацбанку удалось дополнительно накопить за последние два месяца.
Ермакова также сообщила, что за две недели торгов на допсессии Нацбанк купил около 103 млн. долларов.
Установление нового официального курса рубля возможно через месяц-полтора, заявила глава Национального банка.
«Цель Национального банка — сближение курсов на основной и дополнительной сессии в смысле выравнивания спроса и предложения на внутреннем валютном рынке правительством и Нацбанком. Будет принято решение об установлении нового официального курса и прекращении работы допсессии на бирже. Предполагается, что еще необходимо месяц-полтора для того, чтобы увидеть, где тот равновесный курс, хотя хотелось бы, чтобы это было как можно раньше. Наверное, надо продержаться еще две недели, чтобы увидеть, что он (курс) действительно равновесный», — сказала Ермакова.
Позже в беседе с журналистами она отметила, что если в течение двух недель произойдет сближение курсов спроса и предложения, тогда можно считать, что это равновесный курс. Каким именно будет этот курс, она сказать затруднилась.
Отвечая на вопросы парламентариев, Ермакова сказала, что сегодня курс на основной сессии является директивным, «новый официальный курс будет плавающим», в зависимости от спроса и предложения.
По словам Ермаковой, золотовалютные резервы не обеспечивают безрисковую работу экономики.
«В этом году в результате того, что увеличился спрос на иностранную валюту, снизились золотовалютные резервы страны до рисковых, критических размеров, — сказала Ермакова. — Практически сегодня мы не имеем тех запасов, которые должны быть в экономике, как обеспечивающие безрисковую жизнь или деятельность экономики».
По словам Ермаковой, согласно международным нормам это примерно трехмесячный запас импорта, 12-15 млрд. долларов. «Такие должны быть у нас золотовалютные резервы», — отметила она. «Мы сегодня имеем запас на 1,2 месяца. Но это уже тоже какой-то плюсик, мы их поднакопили за два месяца», — подчеркнула глава Нацбанка.
По словам Ермаковой, Нацбанк не уверен в необходимости дальнейшего повышения ставки рефинансирования.
Глава Нацбанка напомнила, что сейчас ставка рефинансирования составляет 30%, однако «она должна быть несколько выше или хотя бы рядом с инфляцией».
По ее словам, в первой декаде октября появится статистическая информация, и Нацбанк вместе с правительством будет решать — повышать или нет ставку рефинансирования.
«В принципе, она (ставка рефинансирования) уже сегодня перестала играть свою роль, потому что проценты по вкладам населения уже намного выше — достигают 40-45%. Кредиты тоже уже достигают 40%. Поэтому если и повышать ставку рефинансирования, то она не достигнет инфляции. Потому что если сделать ее 80%, то мы можем практически остановить всю экономику. То есть в определенный период ставка рефинансирования уже не срабатывает», — сказала Ермакова.
Вопрос, надо ли ее увеличивать, обсуждается. От этого, как отметила Ермакова, зависит процент, под который Нацбанк будет подкреплять коммерческие банки стандартными инструментами.
Ермакова сообщила, что Нацбанк ежедневно кредитует «Беларусьбанк» и «Белагропромбанк» в размере 3,5-4 трлн. рублей под ставку 40%. «Так мы можем разорить банки и потерять экономику. Спрос на кредиты со стороны предприятий снизился, но пока мало», — констатирует глава Нацбанка.
В ближайшее время Беларусь может получить внешнее финансирование сразу из нескольких источников. Как заявила Надежда Ермакова, рассматривается вопрос о привлечении иранских кредитов примерно на 400 млн. долларов.
«Принципиальное решение иранской стороной принято», — сказала Ермакова.
Также принято принципиальное решение о том, что будет взят кредит в размере 1 млрд. долларов от Сбербанка России под обеспечение акциями «Нафтана».
До конца октября в Беларусь должен поступить очередной транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 440 млн. долларов.
С миссией МВФ, которая приезжает в Беларусь на этой неделе, будет рассматриваться вопрос о привлечении дополнительных кредитов для рефинансирования тех, сроки возврата которых скоро наступают.
С 4 по 17 октября в стране будет работать миссия МВФ по оценке ситуации во главе с руководителем миссии МВФ в Беларуси Крисом Джарвисом.
Как заявил заместитель министра финансов Владимир Амарин, Беларусь рассчитывает привлечь до 7 млрд. долларов кредита от МВФ.
«Пока это будет оценка, но, возможно, переговоры перейдут в фазу рассмотрения, — сказал Амарин. — Это будет новая программа реформ, по оценке МВФ, достаточно жесткая, может, даже жестче, чем с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, которую мы сейчас выполняем».
В тоже время Ермакова отметила, что Беларусь хотела бы получить от МВФ 5-8 млрд. долларов для пополнения золотовалютных резервов, «чтобы мы чувствовали себя уверенно по международным стандартам». Но, как отметила она, о такой сумме, наверное, речь не пойдет.
«Потому что если одалживать деньги, то надо думать, как возвращать, заработать. МВФ, наверное, тоже не согласится и не будет рассматривать такую большую сумму, потому что сегодня у нас внешний долг, в принципе, дошел до критических объемов. По моему мнению, МВФ будет думать, что нам нужна будет валюта дополнительно для рефинансирования тех долгов, которые мы должны вернуть МВФ, остальное мы должны заработать сами», — заявила глава Нацбанка.
Сроки возврата долгов МВФ наступают в 2012-2013 годах.
Последние Комментарии