Мнения других авторов
- 10.10 // 09:56 Александр Куллинкович. ХРОНИКИ. Интим в прайм-тайм // Статья
- 09.10 // 11:37 Олег Климов. НАВIНКI ШОУ-БИЗА. Lennon Lived, Lennon Lives, Lennon Will Live! // Статья
- 08.10 // 14:09 Сергей Балыкин. ДЫШЛО. Мой кандидат — «против всех» // Статья
- 06.10 // 14:24 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Бухгалтерия Таможенного союза // Статья
- 05.10 // 11:52 Зьміцер Дашкевіч. ВЫБАРЫ. Ня бойцеся рускіх! // Статья
Другие Мнения этого автора
- 30.09 // 11:56 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Мессии — на вынос // Статья
- 23.09 // 12:15 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Меня зовут Вера // Статья
- 16.09 // 12:28 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Бабушка Убийство // Статья
- 09.09 // 09:05 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Вечные мальчики, песок сквозь пальцы // Статья
- 02.09 // 11:09 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Как я провел этим летом // Статья
Мнение
Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. «Кухня» для нашей массовки
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение». |
Никто не учился на вторые роли. Каждому хочется быть фронтмэном. Чтобы любили. Узнавали. Ценили. И, конечно же, не путали с прочими. Но это всё мечты нежной юности (или нервной зрелости). А в реальной жизни мы часто работаем в театральной массовке. Движемся в русле чужих идей. Живем ситуации, придуманные не нами. Массовка способна на многое. Изображать пейзан на покосе или бойцов на марше. Имитировать энтузиазм. Примерять то шубы, то лохмотья. Вяло ликовать на государственных праздниках. А еще массовка изредка подает голос. Любой, кто знаком с театром, знает: это когда все вразнобой бормочут «Что говорить, когда нечего говорить». Полученный эффект зовется «народ ропщет».
Что тут главное? То, что желаемый результат «несогласия» достижим управляемым сотрясением воздуха. Несущим нулевую – с точки зрения спектакля — информацию.
Государственная культур-индустрия трудится с большего именно в шумовом режиме. Парад информационных фантомов уже никого не удивляет: про гадюку-Пазьняка и грантососа Милинкевича нам всё рассказали еще в прошлые выборы. Про союзное государство бают до сих пор. «Песняры» размножаются простым делением. Бойкое шапито лотерейных розыгрышей поет и пляшет без перерывов. Ласковые поп-дивы лепечут одноразовые куплеты. Бойкие хлопчики хохмят про задницу Дженнифер Лопес и детское «Евровидение». Что-то примолк мой любимый литератор Чергинец. Где очередной разоблачительный шедевр? Страна заждалась. Но в остальном всё идёт по плану. Каков план, спросите вы? Да всё просто, как в учебниках по маркетингу: захватить нишу на культурном рынке. И активно заполнять ее. Чем – несущественно. Главное, место занято.
Лучшее подтверждение – внезапно осмелевшее родное ТВ. Экранных дел мастера недавно порадовали публику дерзким проектом «Кухня». Там Жора Колдун в голубой рубашечке навыпуск рассуждает о нефти. Там «христофоровец» Крыжановский рекламирует Гайдукевича. Там юные прелестницы скачут вокруг сенатора Давыдько. Там Олег Гарбуз тащит Медведеву чемодан валюты. И – предел отваги – заваривают чай без ситечка! Ай, храбро! Это ж надо: сказать в эфире, что в стране может быть и другой президент! Свобода, братцы. Полный либерализец. Однако, интересно: почему именно сейчас?
На новой «Кухне» сошлись два тренда: завозной и местный. Формат бла-бла-шоу в неформальном стиле (тройка ведущих подначивает друг друга и провоцирует гостей) впрямую отсылает к российскому «Прожекторпэрисхилтон» — вдогонку за стайкой помятых московских плэйбоев, элегантно пасующихся шуточками, не снимая клубных пиджаков. Но набор ведущих персон – телекрасавчик Колдун, экс-кавээновец Булка и камедиклабовец Камка — взят из совсем другого ряда. Здешнего. Где гламурный телепопс братается с мальчуковым хохмачеством под знаменем агротуризма. Московский след формален. Родной – концептуален: парни заняты знакомым делом — распиливают жизнь на натужные хохмы. Превращают быт в пляску хомячков.
К программе можно предъявить массу мелких претензий. Кто решил, что такая пестрая бригада будет работать? Колдуна-то вообще проверяли на чувство юмора? Почему профессиональные хохмачи не способны ярко импровизировать? Как насчет внятного сценария и содержательного стержня беседы? Про нормальную проработку ролевых миссий персонажей и говорить нечего: она отсутствует как класс. Тут не спасают никакие визуальные штучки вроде экрана-в-экране. Разговор изначально не просчитан и рассыпается на глазах. А наблюдать группку что-то долго мямлящих парнишек – занятие на очень большого любителя. Поверить, что опытный телебосс с ходу пустит такой полуфабрикат в эфир крайне трудно.
А потому в сказке про картонную «Кухню», безусловно, есть смысл. И конкретный прицел. По большому счету, «Кухня» продолжает славное дело «бульбашизации» культурной среды, начатое пару лет назад эпохальным телешоу «Павлинка-new».
Кстати, с теми же Булкой и Колдуном. Начали с карикатурной имитации народности – продолжили не менее кривой имитацией демократичности. Байки про президентство и газово-нефтяные расклады с Россией (темы первых двух выпусков) травят люди, ничего толком не знающие ни про первое, ни про второе. Не слишком интересные друг другу. И очень похожие: трио ухоженных ребят поколения «Л». Обязанных этой эпохе всем.
Они хоть и на кухне, да не на нашей. В откровенно картонных декорациях с джаз-бэндом за стенкой и такими же благополучными визитерами. С дружным закадровым гоготом в правильных местах. Поверить, что такие способны на сарказм, невозможно. Ожидать от таких милашек острой политсатиры смешно. Чем занимаемся? Да чаевничаем. А сейчас вот Женя со стула упадет.
Пожелания и критика тут ничего не стоят. При наличном раскладе программа просто не может быть иной, чем есть. Ей никак нельзя становиться лучше. Миссия у нее такая: превращать проблемы в словесный шлак.
Вот и ответ на вопрос «почему сейчас?». «Кухня» — это, конечно же, подарок к выборам. Кукиш восточному соседу: да мы сейчас сами про себя та-а-акое скажем! Воздушный поцелуй Западу: а у нас сейчас свобода! Но, прежде всего, — попытка контригры на поле бытового диссидентства. Шорох лояльной массовки. Опыт по превращению энергии несогласия в паровозный гудок.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева