Дата публикации:
20.04.2011
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2011/04/20/ic_articles_410_173326/

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Что бы я сказал в послании народу

Автор: Ярослав РОМАНЧУК


Ярослав Романчук
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.
Послание — посылание

Послания бывают разные. Есть послание — посылание: «А не пойти бы вам…» Сегодня оно явно неуместно. После потрясения 11 апреля, 19 декабря, на фоне валютного голода люди ждут откровенного разговора с властью. Да и номенклатура далека от консолидации и консенсуса. Кто в лес, кто по дрова. Одни выступают за девальвацию и либерализакцию валютного рынка. Другие тужатся сохранить старые цены и задержать вчерашний день. Одни хотят приватизацию, другие верят в управленческий гений государства. Одни настаивают на раскрепощении частного бизнеса, другие предпочитают по привычке держать и не пущать.

В последние годы наша экономическая политика базируется на такого рода посланиях-посыланиях. Хочешь валюты по Br3100 за $1? Шел бы ты лучше на дачу грядки копать! Хочешь картошку по Br1000 за 1кг., бензин по Br2000 за литр или гречку по Br5000 за кг? Иди в столовую и не умничай! Хочешь «Памперсов», «Сони» или BMW? Иди прочь со своими антипатриотическими потребительскими желаниями!

Послание-посылание исчерпало себя. Как и дошла до ручки государственная экономика госплана. До чертиков надоел прилизанный, приторный PR-монолог. Нужен конструктивный диалог. Посылать не нужно даже политических оппонентов. У них тоже могут быть ценные мысли и предложения. А в кризис важна консолидация, нужна каждая трезвая, умная голова.


Послание — признание

Есть послание — признание. Это такой разговор начистоту. Назвать вещи своими именами. Расставить точки над i. Пора признать острый дефицит валюты и признаться, что старой цены долларов/евро уже не будет никогда. Надо честно назвать причины нарастающих кризисных явлений: низкое качество госуправления, позавчерашний уровень технологий, высокие затраты на содержание чиновников и начальников, неумение выстраивать взаимовыгодные отношения с инвесторами.

Надо откровенно сказать, что Вертикали не удалось изменить природу белорусского чиновника, потребителя и предпринимателя. Чиновники не стали благородными, пекущимися о народном благе государственными мужами. Они не научились управлять активами лучше менеджеров частных компаний. При этом они явно не разучились списывать свои ошибки на действие внешних сил. Потребители не стали покупать товары исключительно белорусского производства в знак поддержки государственной программы импортозамещения. Люди покупают качественное, современное и доступное по цене. Часто белорусские товары не удовлетворяют этим критериям.

Предприниматели в экономической неволе «размножаться» не научились. Стареет белорусское предпринимательство. Молодежь все больше норовит уехать за границу или податься в чиновники. Валютный голод и множественность курсов грозит еще большей эмиграцией предпринимательского ресурса из страны в Россию или Украину. Директива № 4 принята, но лежит мертвым грузом, а для ИП до сих пор запрещено создавать новые рабочие места.

В стране накопилось столько признаний, что само их перечисление заняло бы несколько часов. Вклад Нацбанка и Совмина в раздувание валютного кризиса гораздо больше, чем вклад людей, желающих обновить свои автомобили. Не обыкновенные потребители, а большие госпредприятия и банки в гораздо большей степени стали причиной огромного дефицита текущего счета платежного баланса. Не люди, а чиновники повинны в том, что к нам не идут инвестиции и через нашу страну боятся возить транзитные грузы. Не люди, а чиновники придумали нынешнюю налоговую систему, проверки, штрафы, наказания и ценовое регулирование. Не люди, а чиновники смотрят сквозь пальцы, как госпредприятия не рассчитываются по своим долгам и «кидают» малый бизнес.

Большая часть промышленного производства энергоемка и неэффективна. Мы так и не научились производить и экспортировать высокотехнологические товары. Сельское хозяйство держится на плаву за счет бюджетной помощи. Белорусские университеты штампуют корочки, а не конкурентные дипломы, — то есть, старые кадры для новой экономики. Беларусь стареет. От демографической бомбы в государственном бюджете образуется гораздо большая воронка, чем от ликвидации всей взрывчатки отечественной армии. Нападками на Запад и самоизоляцией правительство страны само себя высекло.

Наконец, надо честно и откровенно признать еще один дефицит. Он опаснее валютного и товарного. Это дефицит в структурах власти — свежих идей, творческих мозгов и умелых рук. Подхалимов в избытке. Халявщиков — пруд пруди. Куда ни плюнь — в госплановца попадешь. Но нет диалога. Нет бурного кипения мысли. Нет смелости признать ошибки и обновить команду. Нет ума воспользоваться положительным опытом других стран.

Очевидно, что управлять по-старому нельзя. Жить по-старому, по застойному людям тоже не дадут. Значит, есть большой спрос на послание — предложение.


Послание — предложение

Послание — предложение рождается в муках. Важно избежать послания — повторения, чтобы люди не стали зевать на пятой минуте выступления. Люди ждут конкретных ответов на волнующие их вопросы. Нет смысла говорить, какой будет курс завтра или через полгода. Важно заявить о новых правилах и механизмах функционирования валютного рынка. Например, что в стране не будет множественности курсов, что Нацбанк перестанет заниматься с/х производством и финансовой поддержкой государственных программ, а будет следить за тем, чтобы годовая инфляция в этом году не превысила 10%, а в следующем, скажем, 5%. Лучше горькая правда в виде наличия валюты в обменниках по реальному, рыночному курсу, чем сладкая ложь о том, что она появится к лету или к осени по старому курсу.

Еще важно послать четкий сигнал Совмину и Минфину, что Нацбанк не будет больше финансировать государственные расходы и накачивать госбанки ликвидностью каждый раз, когда у них не хватает денег. Нацбанк будет нести ответственность исключительно за стабильность цен. Так работает Европейский центральный банк и успешно справляется с данной задачей. Чиновники должны четко уяснить себе, что приоритетом является сохранение устойчивости финансовой системы, вкладов населения, а не накачка экономики «пустыми» рублями во имя выполнения валовых показателей четвертой пятилетки. Доверие к экономическому блоку правительства будет больше, когда власти пойдут на создание специальной структуры, которая примет на себя все плохие долги банков и освободит их от функции финансовых департаментов Вертикали.

Минфину тоже нужно послать однозначный мессидж. Бездефицитный бюджет, жизнь по средствам, чрезвычайно осторожный подход к внешним кредитам, никаких денег для убыточных предприятий и под бесхозные и бесполезные для страны государственные программы. Минфин и Нацбанк должны работать в паре, рука об руку, выполняя единые задачи. Свара между этими структурами недопустима. Мотив модернизации экономики через проведение системных рыночных реформ должен быть сильнее выполнения мелких, узковедомственных задач.

Инвесторам, работникам госпредприятий и населению важно послать четкий сигнал о приватизации. До сих пор неясно, что правительство будет делать с госимуществом, сохранять его под своих контролем до состояния полной деградации или все же начнет активно продавать предприятия, формируя полноценный частный национальный бизнес. Принятая программа приватизации — это скорее отписка, чем реальный план действий. Нужны прозрачные, одинаковые для всех правила игры. Если продавать акции госпредприятий, то так, чтобы никто не имел оснований подозревать в откатах и злоупотреблениях. Надо откровенно сказать людям, какой будет структура собственности через год, два и пять. Если мы идем по пути сохранения государственной экономики, тогда это — путь в тупик. Если же в послании четко указать, что к 2015 году частный сектор будет составлять 75-80% активов страны, то чиновникам будет гораздо сложнее саботировать институциональные реформы. Беларусь должна стать страной миллионов частных собственников, а не территорией номенклатурной и правовой вседозволенности.

Нет смысла делать очередное, 278-е «китайское» предупреждение убыточным предприятиям. Их нужно отрезать от бюджетной кормушки, продать или ликвидировать. Опасно ослаблять платежную дисциплину. Надо защищать добросовестных участников рынка, а не предприятия только на том основании, что они государственные. Иными словами, нужно на деле реализовать конституциональный принцип равенства условий хозяйствования для организаций всех форм собственности.

Надо разработать конкретные меры и механизмы по противодействию монополиям и региональному торговому феодализму. Это когда товары из одной области/города не пускают в другие. Его положительно воспримут предприниматели и потребители, если государство, наконец, откажется от регулирования цен на товары и услуги немонополистов. Еще большую радость получат люди от того, что белорусская земля начнет, наконец, продаваться. Для начала хотя бы белорусам. Это резко увеличит спрос на рубли и позволит создать еще одну форму сбережения. Польза для бизнеса будет еще большей. Наконец, на десерт можно сказать о конкретных предложениях по снижению налоговой нагрузки. Не той обманки, которая заложена в программе четвертой пятилетки на 2011-2015 годы, а о таком положении, когда государство забирало бы себе не более 25-30% ВВП.

Послание — предложение не должно быть банальным посланием, продолжением госплана и экономической идеологии трех последних пятилеток. Люди ждут перемен. Пока ждут сверху. Пока это возможно. Однако даже у белорусов ресурс терпения не безграничен. Послание — посылание, послание — понукание приведет к ускорению истощения терпения и доверия к власти.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».