Дата публикации:
23.02.2013
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2013/02/23/ic_articles_410_180936/

Игорь Драко. СТРАСТИ. Белорусы могут нравиться? Да ну, перестаньте!

Автор: Игорь ДРАКО

 

Игорь Драко

Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу.

Нет, понятно, когда немец признается, что ему нравятся украинки. Также я не удивляюсь, когда мои знакомые дамы говорят, что им нравятся многие футболисты из сборной Италии, один Дэвид Бекхэм из всех англичан и вся сборная Франции по регби (эти парни снимались обнаженными для женского журнала).

А вот как могут нравиться итальянцы, французы, англичане или украинцы не отдельными людьми, а целыми нациями? Ну, а немцы? А поляки, американцы, китайцы? Еще скажите, что вы любите эстонцев, русских, грузин и пакистанцев!..

С нелюбовью дела обстоят гораздо проще. В этом случае мы имеем дело с фигурой Другого, Чужого или Врага.

Антиамериканские, антисоветские (теперь антироссийские), антиизраильские, антиисламские и прочие анти… настроения не дают нам усомниться в том, что ненавидеть чужеземца можно на внеличностном уровне.

Разумеется, квасной русский/российский патриот ненавидит американца сам, а не через кого-то другого, причем ненавидит всеми фибрами своей души. Однако не конкретного американца он ненавидит. Он через него ненавидит всю американскую нацию.


Обыкновенный антиамериканизм

Русских, ненавидящих США, понять можно.

Многим гражданам России — как дорвавшимся до власти и разворовывающим Россию негодяям, так и раболепствующим перед начальством рядовым труженикам — хочется, чтобы Россия была великой страной. Нормальное желание, если учесть размеры России.

Но почему величие нынешней России выглядит весьма и весьма условным?

Квасные патриоты кричат, что в этом виноваты янки.

Ну, отчего так кричат те, что засели во властных кабинетах и воруют в немыслимых для американца масштабах, ясно, как божий день: сами страну профукали, теперь виноватых ищут. А патриоты из низов — этим просто не хватает смелости, сил или организованности избрать себе другую власть, которая бы действительно вернула России величие, вот они и матерят американцев, чтобы стыд от осознания своего рабского положения заглушить. Игра такая: будто мужик с барином заодно.

Не скажу, что американцы как нация не заслуживают того, чтобы их не очень-то жаловали во всем мире: потребляют незаслуженно много и локальные войны развязывать большие специалисты. Однако одно дело противостояние такой экспансии, и совсем другое — культивирование антиамериканских настроений с целью отвлечь граждан от проблем, за которые ответственны не американское, а их собственные правительства.


Made in Администрация президента Беларуси

Белорусские власти тоже большие мастера переводить с больной головы на здоровую. «Кризис нам подбросили извне», «кому-то не нравится наша независимая политика, поэтому спят и видят, как бы обвалить нашу экономику», «нас уже не первый год пытаются наклонить» и т.д. Но кого же предлагается ненавидеть белорусам?

С приходом в 2000-м году на российский престол Владимира Путина ненавидеть предлагается Россию.

Объяснение этому простое: Запад (Европа и США) не имеет реального влияния на положение дел в Беларуси. С Россией дело обстоит иначе: экономическое благополучие Беларуси (и вместе с ним устойчивость нынешней власти) напрямую зависит от России (дотации, кредиты и открытый российский рынок).

Квасные русские патриоты ненавидят американцев оттого, что не могут свергнуть отечественную клептократию, а наши власти играют на ненависти к России, основываясь на понимании того, что люди часто ненавидят тех, от кого зависят.

А что же белорусы?

Ну да, о русском брате много хорошего не говорят, про объединение в Союзное государство уже лет десять (а то и больше) вообще не помышляют. Просто едут в Россию на заработки (до миллиона в год), смотрят российские телеканалы, слушают российскую попсу и знают имена политиков и высокопоставленных чиновников России, а не Беларуси.

И вот этим мне белорусы симпатичны.

«Белорусы могут нравиться? — услышал я однажды от коллеги. — Да ну, перестаньте!»


О привлекательности белорусов

Да, не так-то просто находить положительные черты в обществе, в котором сам живешь. Приятное обычно не замечается. А как только что-то не устраивает, начинаешь размышлять, отчего оно так. Нормальный процесс: критический подход позволяет совершенствовать отношения в социуме.

Чем же конкретно мне нравятся белорусы как нация?

Я бы сказал так: отсутствием одержимости.

Антироссийская истерия не прошла ни в исполнении Зенона Пазьняка и Ко, ни позднее в исполнении Александра Лукашенко и его пропагандистов с их психологией «чего изволите».

Антизападные эскапады властей также не имели успеха, о чем убедительно свидетельствуют опросы НИСЭПИ: мы вовсе не против того, чтобы «жить по-европейски».

Правда, путь в Евросоюз «хоть тушкой, хоть чучелом» тоже нас не привлекает. Совсем не хочется повторять судьбу Литвы, Латвии, восточноевропейских стран. Граница с Россией, деиндустриализация, иные прелести адаптации, предлагаемые при вхождении в ЕС — к чему такие жертвы?

Зато те же опросы показывают, что 53% наших сограждан выражают желание уехать из страны на работу или учебу, а 41% — покинуть ее навсегда. То есть, никакие мы не национал-патриоты и вполне готовы адаптироваться к чужой среде.

А еще мы нерелигиозные люди. Ну, в смысле не фанатики. «Православие головного мозга» — это чисто российский диагноз. Церковь у нас, как и в России, православная, а вот ее служители принадлежат к иному психологическому типу, так сказать. По дороге из Москвы в Минск мессианская дурь патриарха Гундяева, смешавшая небесное с мирским, заплутала. Ну, и пусть себе плутает. Не будем ее искать.

Не одержимые и не фанатичные — значит, расчетливые.

В политическом отношении это и хорошо, и плохо.

Хорошо — потому что от власти требуем только того, чтобы она была эффективной в социально-экономическом плане, а не выступала проводником неких сверхценных идей и не принуждала нас служить им.

Плохо — потому что никакие расчеты не срабатывают, когда власть, опираясь на силовой аппарат, пренебрегает ими. Тут уже нужна не расчетливость, а другие качества.

Однако сегодня я настроился говорить о том, чем мне белорусы нравятся. Критики и так достаточно. Поэтому замолкаю.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».