Дата публикации:
09.03.2013
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2013/03/09/ic_articles_410_181074/

Игорь Драко. ПРАВДА. Почему Ангела Меркель не прошла бы кастинг в Беларуси

Автор: Игорь ДРАКО

 

Игорь Драко

Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу.

Ангеле Меркель повезло: детство, юность и молодость она провела хоть в социалистической, но все-таки Германии, которая потом объединилась с Германией капиталистической, и фрау Меркель стала канцлером ФРГ.

Если бы она родилась в социалистической Беларуси (или в другой советской республике) и после крушения СССР решила заняться политикой в независимой Беларуси, то, скорее всего, не достигла бы значительных успехов.

Возглавить страну в 1991 году она не могла бы не только из-за недостатка бюрократического веса (в 1991-м ей исполнилось 37), но и по той причине, что тогдашнее белорусское общество не приняло бы руководителя-женщину.

В 1994 году с Лукашенко и его сборной голодранцев из Могилевской области ей было бы не по пути.

Однако и в оппозиции она бы чувствовала себя весьма неуютно, потому что чуть ли не все лидеры белорусских оппозиционных партий, не имевшие и не имеющие реальной власти в стране, считают себя большими политиками с великими идеями, а Меркель и ее однопартийцы так хотят понравиться своим избирателям, что — вот смешные люди! — ходят от двери к двери.

И телевизор у них есть, и пресса, и в интернете агитируй сколько хочешь, а они — ретрограды — идут в квартиры, чтобы узнать о проблемах избирателей!..

Разве такая скучная Ангела Меркель могла бы стать лидером Белорусской партии Знающих-как-свергнуть-режим (сокр.: БП ЗКСР)? Да не в жизнь!


Выборы в ландстаги и Бундестаг

Почему я вдруг решил доказать, что Меркель не смогла бы стать «звездой» белорусской оппозиции?

На прошлой неделе в числе шести представителей «пятой колонны» я побывал в Берлине и земле Бранденбург (это территория вокруг Берлина, как Минская область вокруг Минска). В Берлин я приехал во второй раз. В прошлый визит, который состоялся ровно два года назад, мы, еще переживавшие Площадь-2010, и в Бундестаге, и в ведомстве канцлера, и в МИДе говорили только о «большой политике»: режиме Лукашенко, бесполезности или оправданности экономических и прочих санкций, визах, влиянии российского фактора на ситуацию в Беларуси и т.д.

В этот раз организаторы поездки нас «приземлили». Мы встречались с представителями партии ХДС (Христианско-демократический союз): двумя депутатами Бундестага, несколькими земельными депутатами, партийными функционерами и членами Молодежного союза из Берлина и Бранденбурга, т.е. тех земель, где ХДС проигрывает СДПГ (Социал-демократической партии Германии).

Нам специально дали возможность поговорить с теми, кто работает в избирательной среде, довольно прохладно настроенной к кандидатам от ХДС (как настроены белорусские избиратели по отношению к оппозиции, об этом, полагаю, лишние слова говорить не стоит).

Начало 2000-х для ХДС вообще было катастрофическим в этих землях. Но за десять лет работы они достигли того, что в Берлине их кандидат стал заместителем мэра.

Нам, разумеется, было интересно узнать, как ХДС вообще и их земельным организациям, в частности, удалось вернуть доверие избирателей после скандала, связанного с незаконным финансированием ХДС в 1999 году.

Фигура Ангелы Меркель, конечно, сыграла не последнюю роль. Правда, канцлером она стала только в 2005 году, и чтобы это произошло, партия уже должна была несколько восстановить свой авторитет в глазах избирателей.

Однако тут важно другое: в Германии избирательный процесс идет снизу вверх, а не наоборот. Каким бы популярным не был канцлер, но если на земельном или местном уровне его/ее однопартийцы не являются лидерами общественного мнения, то ему не удастся вытянуть партию в лидеры по всей Германии, без которого невозможна коалиция в Бундестаге.


Депутат в Германии и Беларуси

Что делают немецкие депутаты на местах?

Вы не поверите, но то же самое, что должны делать депутаты местных советов в Беларуси: принуждать чиновников ремонтировать дороги, делать велосипедные дорожки, оборудовать пандусами входы в универсамы, красить турники и скамейки, устанавливать фонари и т.д. А еще они принимают бюджеты и следят за их исполнением. У нас по закону депутаты обладают такими же правами.

Не только земельные депутаты, но и депутаты Бундестага говорили нам просто: сейчас вопросы «большой политики» настолько сложны для избирателей, что если не заниматься их «приземленными» проблемами, то они вообще забудут о существовании партии. Иначе говоря, и депутаты Бундестага время от времени вынуждены заниматься условным «благоустройством дворовых территорий».

А чтобы знать проблемы граждан, надо ходить от двери к двери и разносить листовки. Выступлений в интернете, «Народной воле» и на «Белсате» недостаточно.

Ангела Меркель уже может не собирать подписи, а вот белорусским оппозиционерам другим способом своих избирателей не заполучить.

Я понимаю, что хочется сразу — президентом, министром, депутатом парламента или, на худой конец, мэром города. Депутат гор- или облсовета и даже не депутат, а всего лишь кандидат в депутаты местного совета — это слишком мелко для того, кто пробыл в белорусской оппозиции лет 10-15.

Однако другого политического режима в Беларуси для оппозиционеров нет и в ближайшие год-два вряд ли предвидится. Поэтому набирайте очки, господа оппозиционеры: шагайте от двери к двери. Во время предвыборной кампании это безопасно. А местные выборы уже скоро.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».