Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Лев Марголин. ТАЛАКА. Экономика падает, но падение будет совершенствоваться

 

Лев Марголин

Лев Марголин. Родился в 1952 году в Бобруйске, детство прошло на Витебщине, в деревне, отец был председателем колхоза. Теперь уже почти 50 лет живет в Борисове. Специальности две: немецкий и английский языки и экономика промышленности. В экономике более 30 лет — прошел путь от рядового экономиста до финансового директора совместного предприятия «Борифорг» (1988-1993), затем — директор частной фирмы (1993-2002). В настоящее время — индивидуальный предприниматель, занимается ведением бухгалтерского учета и консультированием малого бизнеса. Публикуется в республиканской и местной печати на экономические и политические темы. Член Белорусской ассоциации журналистов. С 2001 года — член Объединенной гражданской партии, с 2008-го — заместитель председателя ОГП. Женат, двое детей и трое внуков.

Итак, ожидание реформ было недолгим. Лукашенко не стал откладывать в долгий ящик и менее чем через две недели после выборов заявил: «Реформировать будем, совершенствуя то, что есть». Тут же было предложено еще одно «эпохальное» решение: «Надо произвести продукции как можно больше и продать ее по максимальной цене. Деньги вернуть в страну.

Собственно, и в правительстве никто радикальных мер не обещал.

В сухом остатке:

- разделение функций государства в экономике;

- внедрение корпоративного управления на предприятиях по западному образцу;

- замена директивных показателей на индикативные (ориентировочные).

При этом численность работающих сокращать нельзя. Возникает два вопроса: возможно ли осуществление хотя бы этих скромных планов и достаточно ли этого, чтобы экономика, наконец, показала признаки выздоровления?

На первый вопрос ответ положительный. Сложного здесь ничего нет. Предприятия заберут из непосредственного подчинения министерств и ведомств, оставив за ними функцию разработки государственной политики в той или иной отрасли и контроль. Сами же предприятия передадут в ведение Госкомимущества, расширив его функции или создав новое ведомство. Руководство работой предприятий будут осуществлять наблюдательные советы (советы директоров) с обязательным участием независимых директоров. То есть практически то, что и сейчас происходит в акционерных обществах.

Можно быть абсолютно уверенным, что никаких существенных результатов такая реформа не даст. От того, что министерство в качестве руководящего органа заменит лично министр или заместитель министра, занявший место в совете директоров, предприятие лучше работать не станет. Лучше станет только самому заместителю министра, потому что к своему должностному окладу он добавит еще и вознаграждение члена совета директоров. Если же его включат в наблюдательные советы нескольких предприятий, это позволит еще более существенно повысить благосостояние одной отдельно взятой семьи.

Но даже если допустить, что предприятия, освободившись от диктата министерств и груза директивных показателей, на всех парусах устремятся к процветанию и финансовому благополучию, то далеко они все равно не уплывут? Какая разница, директивные показатели или нет, если за невыполнение их все равно вздрючат?

Указанная схема реформ никак не решает проблемы инвестиций, привлечения на старые предприятия новых технологий и обеспечения их новыми рынками сбыта. Она даже не решает проблемы частичной занятости на предприятиях — неполной рабочей недели, потому что Лукашенко пригрозил уголовной ответственностью за сокращения численности. 

Никак это не решит и проблему новых рабочих мест, инвестиций в новые проекты, поскольку это требует, по большому счету, политических преобразований: реформы законодательной системы, правоохранительных органов, внедрения местного самоуправления. Без этого «произвести больше» можно, а вот «продать по максимальной цене» — не получится.

Что же ждет белорусскую экономику в среднесрочной перспективе, каковой как раз и является новая пятилетка?

Безусловно, никаких прорывов не будет. Цены на нефть будут низкими еще не один год, скорого снятия санкций с России также не предвидится. В этих условиях без радикальных экономических и политических реформ нас ожидает в лучшем случае стагнация, а возможно и дальнейшее сокращение объемов производства. Ни о каком повышении зарплат речь, разумеется, не идет, хотя «нового» президента их сегодняшний уровень категорически не устраивает. Однако факт остается фактом: даже с учетом всяческих статистических ухищрений среднюю зарплату более 400 американских долларов наша экономика выдержать не может.

Будет продолжаться потеря рабочих мест. Несмотря на «жесточайшие» запреты существует масса методов для этого — от выхода на пенсию, до увольнения по собственному желанию, неважно, добровольного или нет. Тот, кто в этом сомневается, может сравнить численность работающих на МТЗ в 2000 и 2015 годах.

К сожалению, стагнация может длиться достаточно долго. Если не будет хватать денег на выплату пенсий — включат печатный станок. Если у государства кончится валюта и нечем будет отдавать долги — можно пощипать предприятия, а если нужно, то и население. Даром что ли на валютных депозитах населения хранится больше 8 млрд долларов!

11 октября белорусский народ упустил свой шанс на обновление. Следующим шансом может стать та самая «Площадь», которой не случилось после выборов. Люди очень нервно реагируют, когда власть обижает стариков или зарится на их сбережения.


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 

Оценить материал:
Средний балл - 3.99 (всего оценок: 8)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Для какой-либо конструктивной оценки - очень неоднозначная статья. Даже форумские тролли могут наедине с собой отметить, что всё-таки мы куда-то не туда приплыли. Не дураки же... И вроде как делать бы что-то и надо, но в рамках существующей модели лучше вообще ничего не делать, поскольку любое движение, любая вибрация корпуса нашего "Титаника" только ускорит "оверкиль". Вот сижу и думаю - это было бы хорошо или это было бы плохо? И - честное слово - никаких ответов не имею. Теоретически что-то менять надо... Но как? Может, кто-то вспомнит несколько простой, но парадоксальностью запоминающийся остросюжетный фильм "Скорость". Напомню: там заминированный автобус с пассажирами, который может только мчаться с заданной быстротой, а при малейшей остановке он взорвётся... Вот и себя я отождествляю с таким же пассажиром этого автобуса, судьба которого (пассажира) зависит не от него самого, а от мастерства драйвера за рулём, да от сотни-двух кило взрывчатки под полом. Потому честно говорю: "не знаю". Отгоняя хмурые мысли - любуюсь пролетающими за окном осенними пейзажами, пока живой. Вот такие дела.