Дата публикации:
11.11.2013
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/politic/2013/11/11/ic_articles_112_183609/

Москва вписала Минск в свои контрпланы по ЕвроПРО

Автор: Александр АЛЕСИН

 

Начало реализации второй стадии ЕвроПРО усиливает вовлеченность Беларуси в российские программы противодействия этому проекту.



Беларусь и Россия намереваются развивать и повышать боевой потенциал Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) двух стран. Об этом заявил 29 октября представителям СМИ глава российского военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу по итогам очередного заседания совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России.

На встрече Шойгу с его коллегой генерал-лейтенантом Юрием Жадобиным были обсуждены актуальные вопросы двустороннего военно-технического сотрудничества. В частности, шла речь о передаче белорусской стороне четырех зенитных ракетных комплексов С-300.

Касаясь развития авиационной составляющей ЕРС ПВО, Шойгу подчеркнул, что военные двух стран «проработали практические вопросы размещения на территории Беларуси дежурного звена истребительной авиации России». Также было сказано, что рассмотрен ход разработки документов, определяющих порядок ее применения.

По словам Шойгу, в завершающей стадии находится подготовка межгосударственного соглашения о размещении российской авиационной базы на территории Беларуси. Также на заседании совместной коллегии были рассмотрены итоги работы группы офицеров по вопросам аэродромного базирования.

О том, что к 2015 году Москва планирует разместить на белорусской территории истребительный авиаполк для защиты воздушных рубежей Союзного государства, министр обороны России заявил еще в апреле на встрече с Александром Лукашенко. На первом этапе, еще до конца 2013 года, предполагалось создать авиационную комендатуру и поставить на дежурство звено истребителей.

6 июня группа российских военных во главе с главнокомандующим ВВС Виктором Бондаревым прибыла в Беларусь и ознакомилась с состоянием более двух десятков военных аэродромов, созданных еще во времена СССР. Сейчас большинство из них не эксплуатируется и находится в неработоспособном состоянии. Так что для их реанимации необходимы значительные затраты времени и средств.

С тем чтобы минимизировать расходы, основное внимание обратили на действующие объекты. Из их числа россиянам более всего приглянулся лидский аэродром, расположенный в 35 км от границы с Литвой (в 100 км от Вильнюса) и в 120 км от границы с Польшей. Там ныне размещаются 116-я штурмовая авиабаза и 206-й центр подготовки летного состава ВВС и войск ПВО Беларуси.

На аэродроме в Лиде в работоспособном состоянии находится практически вся необходимая инфраструктура. Таким образом, как отметил по итогам рекогносцировки главком ВВС России, там не требуется возводить каких-либо новых объектов. Достаточно будет обустроить существующие сооружения (чем на деньги союзницы займется белорусская сторона). Таким образом, можно без проблем запустить первую очередь российской авиабазы в эксплуатацию в намеченный срок.

Тем временем в экспертном сообществе возникла дискуссия: станет ли эта военная часть элементом асимметричных мер противодействия ЕвроПРО (о которых не раз заявляли в Москве) или только усилит противовоздушный потенциал ЕРС ПВО.

Последние заявления Шойгу, если истолковывать их буквально, вроде бы говорят в пользу второй точки зрения. В эту же концепцию укладываются и высказывания главы МИД РФ Сергея Лаврова, который еще 10 мая заявил, что российская авиабаза, которая, возможно, будет создана на территории Беларуси, не имеет отношения к противоракетной обороне и не является российским ответом на ЕвроПРО. Ее появление следует рассматривать как очередной этап развития ЕРС ПВО.

Однако обозреватели не пропустили и высказывание заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси по научной работе, начальника военно-научного управления Олега Кривоноса. В своем интервью белорусской военной газете «Во славу Родины» он заявил, что размещение в стране самых современных средств боевой авиации и зенитных ракетных комплексов «связано с ответом на развертывание ПРО США в Европе».

Аналитики также ссылаются на тактико-технические характеристики самолетов Су-27СМ3, которые предполагается разместить в Лиде. Эти машины благодаря новому бортовому комплексу управления оружием являются потенциальными носителями не только свободнопадающих и управляемых авиабомб, но большого набора аэробаллистических и крылатых ракет различной дальности (в том числе сверхзвуковых) для поражения широкой номенклатуры наземных целей.

При действиях по наземным целям эффективность Су-27СМ3 в три с лишним раза выше, чем у его предшественника Су-27С. А радиус действия Су-27СМ3 составляет около 1500 км без дозаправки, что избыточно для самолетов, «заточенных» под решение задач ПВО. Для расширения возможностей уничтожения воздушных целей белорусским военным вполне достаточно поставок модернизированных и новых средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы, а также современных зенитных ракетных комплексов. Например, упомянутых ЗРС С-300 последних версий или уже поступающих в войска «Тор-М2».

Исходя из приведенной выше совокупности фактов, ряд экспертов предполагают, что вопреки публичным заявлениям российских военных и дипломатов главным предназначением российской авиабазы в Лиде станет нейтрализация объектов европейской противоракетной обороны. Тем более что из стадии планирования их создание переходит в стадию реализации.

28 октября на территории Румынии началось строительство европейской базы ПРО США и Североатлантического альянса, в церемонии по этому поводу приняли участие румынский президент Траян Бэсеску и заместитель министра обороны США Джеймс Миллер. Строительство базы ПРО в Девеселу, как заявил министр национальной обороны Румынии Мирча Душа, начинается «несмотря на отсутствие взаимопонимания по этому вопросу с Россией».

Участие Румынии в архитектуре противоракетной обороны НАТО является частью Европейского поэтапного адаптивного подхода в рамках создания указанной системы ПРО. На первом этапе в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные комплексами Aegis и ракетами-перехватчиками Standard-3 (SM-3), размещен радар ПРО в Турции. На втором — к 2015 году — намечается перебросить мобильные батареи с ракетами SM-3 на территорию Румынии. Далее — к 2018 году — их планируется развернуть в Польше.

Все это только увеличивает степень недоверия России и ускоряет принятие ею ответных мер. После последнего заседания Совета Россия — НАТО на уровне министров обороны Шойгу заявил: «Совместная работа в этой области не получается. Программы ПРО в Европе развиваются, наши озабоченности не учитываются».

Так что перебазирование ударных самолетов на передовые аэродромы в Беларусь с точки зрения Москвы вполне логично вписывается в ее ответ на планы ЕвроПРО.