Дата публикации:
13.04.2014
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/politic/2014/04/13/ic_articles_112_185196/

Борьба с коррупцией. Система не сможет победить саму себя

Автор: Татьяна КОРОВЕНКОВА

 

Администрация президента Беларуси по его поручению готовит обширный антикоррупционный доклад. 20 лет назад имидж борца с коррупцией помог Александру Лукашенко стать главой государства. Накануне очередных президентских выборов он, видимо, снова решил разыграть антикоррупционную карту.



О подготовке Администрацией президента антикоррупционного доклада Лукашенко заявил 31 марта на совещании с ведущими учеными по вопросу перспектив развития науки. По его словам, этот документ «станет достоянием внимания».

«Что там греха таить: некоторые ориентируются не на разработки наших ученых и наше оборудование, а на то, что если там купишь, то там и откат можно получить под видом комиссионных, и уворовать»,
— сказал Лукашенко.

Он привел пример с недавними арестами в системе концерна «Беллегпром». По его словам, «миллионы долларов уворовано на поставках импортного оборудования».

«Так это последний пример,
— подчеркнул Лукашенко. — Министр — это же такой человек! Вот я не понимаю: чего не хватает? Человек сам в петлю голову сует. Сам, его никто туда не толкает! Ведь знает, что рано или поздно все равно попадется».

К теме борьбы с коррупцией Лукашенко возвращается с завидной регулярностью и при каждом удобном случае. Сейчас эта тема особенно актуальна на фоне событий в Украине. Ведь именно коррупция, по мнению Лукашенко, стала важнейшей причиной украинского Майдана.

«Если бы у меня, в моей стране, я узнал, что это вот так повязана вся страна, я сошел бы с ума за один вечер», — заявил он в интервью украинской телепрограмме «Шустер live» 28 марта.

Конечно, до того уровня коррупции, какой был в Украине в эпоху президентства Виктора Януковича, Беларуси очень и очень далеко. Однако наша страна стабильно занимает место во второй сотне государств по индексу восприятия коррупции Transparency International. В прошлом году мы разделили с Гватемалой, Доминиканской Республикой и Того 123-е место из 176. Из 100 возможных баллов (самая некоррумпированная страна) Беларусь набрала лишь 29. Россия заняла 127-е место, Украина — 144-е.

И при этом все 20 лет президентства Лукашенко борется с коррупцией. Однако, судя по последним заявлениям главы государства, до победы все еще очень далеко.

Директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман отмечает, что коррупция в Беларуси, безусловно, есть: «Ее не может не быть при существующей у нас модели командно-административной экономики. Такая экономика как некую часть социального контракта между верхушкой власти и всем остальным обществом подразумевает наличие коррупции».

«И хотя в ежегодных рейтингах Transparency International среди стран постсоветского пространства у Беларуси один из лучших результатов, но она все равно ближе к концу списка»,
— подчеркнул эксперт в интервью БелаПАН.

Кроме того, в прошлом году в ходе одного из опросов Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва) респондентам задавался вопрос о том, при решении каких проблем модернизация может пройти успешно. «Чуть более 40% опрошенных говорили, что такой проблемой является коррупция. 40% — это существенно, но в то же время это и не 80-90%», — сказал Прейгерман.

Причиной же того, что Лукашенко вновь заговорил о необходимости борьбы с коррупцией, собеседник называет сразу несколько факторов.

«Последний год повышенное внимание к коррупции связано с тем, что Лукашенко в прошлом году очень четко увидел и почувствовал: в стране нарастают проблемы с управляемостью», — отметил эксперт.

Он упомянул о поставленной президентом задаче модернизации деревообрабатывающей сферы и связанных с этим визитах на «Борисовдрев». Тема коррупции особенно активно начала фигурировать в СМИ и заявлениях Лукашенко после этих визитов, когда он увидел, что его поручения не выполняются или выполняются плохо.

«Он приехал туда, навел шухер, рассказал, что и как нужно сделать и что будет, если не сделать, ввел, по сути, рабский указ по работникам деревообработки. Через год приезжает — и ничего не сделано», — сказал Прейгерман.

Он напомнил, что уже тогда Лукашенко ссылался «на какое-то внутреннее исследование Администрации президента, которое показало, что достаточно небольшой процент его поручений полноценно выполняется».

Так что, отмечает собеседник, акцентирование темы борьбы с коррупцией — это реакция Лукашенко в первую очередь на то, что он теряет управляемость в стране и нужно каким-то образом держать в тонусе систему, не давать дальше этой проблеме развиваться.

Кроме того, повлиял и украинский сюжет. «Лукашенко постоянно об этом говорит, вспоминает Майдан и коррупцию. В принципе, он очень правильно дает диагноз той проблеме, которая в первую очередь привела к смене власти в Украине. Очевидно, что этот эмоциональный фон на нем тоже сказывается как фактор», — считает Прейгерман.

Третьим фактором, который вынудил главу государства вновь активно говорить о борьбе с коррупцией, являются предстоящие в 2015 году президентские выборы.

«Тема коррупции для Лукашенко — самая родная, наверное, — говорит Прейгерман. — По большому счету, он на ней и въехал когда-то в президентские апартаменты. В общем-то, каждый раз, когда какие-то слишком серьезные проблемы намечаются в нашей экономике, он обычно к этой теме возвращается».

При этом эксперт отмечает, что использовать в полную силу тему борьбы с коррупцией в новой президентской кампании у Лукашенко может и не получиться.

«Это в 1994 году он был в оппозиции и мог ругать тех, кто был у власти, — сказал Прейгерман. — А сейчас он 20 лет у власти и, конечно, возникает логичный вопрос — почему так коррумпирована система, которую он создал? И все же он эту тему будет использовать, делая акцент, как обычно, на то, что при хорошем царе плохие бояре».

Собеседник также отметил: тема противодействия коррупции призвана мобилизовать население на поддержку авторитарного лидера в борьбе с зарвавшимися чиновниками, послужить объяснением неких неудач в экономике, а также оттянуть внимание, например, от того, что обещанной средней зарплаты в 1000 долларов в 2015 году не будет.

При этом Прейгерман сомневается, что будут какие-то реальные новые меры борьбы с коррупцией. «Тема сопровождает нас уже 20 лет. Мы постоянно слышим о всевозможных разгонах, принятии каких-то указов и так далее по теме коррупции. Но ситуация не меняется», — говорит эксперт.

Он подчеркнул: «Реальная борьба с коррупцией невозможна, пока будет сохраняться та экономическая модель, которая есть сегодня. Она просто не может по-другому существовать. Коррупция является естественным элементом такой системы. Но через сильную власть ее удается пока сдерживать от масштабов, скажем, Украины. Не более того».