Другие материалы рубрики «Общество»
-
Минчанам напомнят исторические названия центральных улиц
Власти Минска поддержали предложение установить на столичных улицах таблички с их историческими названиями… -
«Беларусь без крайностей». Минск укрепляет статус региональной переговорной площадки
Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре...
- В Бишкеке активист сжег чучело Лукашенко
- Жители Бреста просят прокуратуру проверить стройку на территории крепости (фото)
- Журналисты «Белорусы и рынок» массово покидают газету
- Проект закона «О борьбе с коррупцией» Палата представителей рассмотрит 9 апреля
- Генпрокурор Беларуси считает необоснованным прекращение дела против Баумгертнера
- Хроники хрустального сосуда. Темнота — друг белорусов
- Опрос БелаПАН. Как изменились покупательские привычки минчан?
- Часы с белорусской символикой — уже в продаже
- Грызуны из Украины, России и Беларуси устроили в Минске шоу
- В милицию принесли пулемет «Максим» 1927 года
Общество
Причины теракта надо искать в семье террориста
Подозреваемого в исполнении теракта в Минском метро 11 апреля ожидает психиатрическая экспертиза. Такой вывод следует из заявления, сделанного в эфире белорусского телевидения сотрудником Антитеррористического центра КГБ Олегом Котеневым.
В частности, он озвучил предположительную версию мотивации исполнителя теракта: «Гипертрофированное чувство собственного достоинства, собственной значимости, выражающееся в неприятии и ненависти к успехам и достижениям обычного человека».
В интервью интернет-газете Naviny.by кандидат психологических наук, полковник милиции в отставке Владимир Мицкевич подчеркнул, что для установления более точных мотивов, побудивших конкретное лицо совершить столь страшное преступление, требуется достаточно длительное время.
— Для изучения психоличности подозреваемого в наших правоохранительных органах есть необходимые специалисты, — рассказывает Владимир Мицкевич. — Но одно можно сказать уже сейчас: таких причин может быть несколько, и они объединены в комплекс. Одна из них, без сомнений, находится в семье этого «человека». Кто его родил, воспитывал, в какой обстановке? Возможно, речь о субъекте, личность которого в детстве подавлялась и угнеталась. Долгое время в нем копилась злоба, и она потребовала выхода. Таких нужно изучать…
— Владимир Валентинович, сообщалось, что подозреваемый исполнитель теракта не был одиночкой. Помимо него задержали еще четверых. Получается — группа?
— Раз есть группа, значит, есть и лидер, умеющий убеждать, подавлять волю других, вести за собой.
— А как объяснить, что свою агрессию они направили на абсолютно неизвестных им людей, которые им ничего плохого не сделали?
— Есть категория неудачников, которые считают, что вокруг них только успешные люди, которые мешают им жить. Да, таких людей много, но не все из них становятся на путь терроризма. Поэтому, повторюсь, таких нужно изучать.
— А можно ли их выявлять на ранней стадии, чтобы предупреждать и пресекать их преступные замыслы?
— Можно. Методики для этого есть, но есть и объективные причины… К сожалению, в Беларуси растет число психически больных людей. И никто не сможет сказать, сколько еще наших сограждан находится в пограничном состоянии.
Справка Naviny.by. По данным Минздрава, в кризисном 2009 году в стране было взято на учет под диспансерное и консультативное наблюдение 78 017 больных со впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства (для сравнения: в 2008 году — 73 026). Это 882,4 человека на 100 тысяч населения (2008 г. — 754,3). На конец 2009 года на учете в психоневрологических диспансерах и кабинетах под диспансерным и консультативным наблюдением состояло 269 992 больных с психическими расстройствами (2008 г. — 263 285), что на 100 тысяч населения составило 2 848,0 (2008 г. — 2 722,2). |
У следствия есть все основания направить подозреваемого в совершении теракта на психиатрическую экспертизу. Скорее всего, так и будет сделано. Обычно такая процедура занимает месяц. Проводится она в стражном отделении Республиканского научно-практического центра психического здоровья. Специалисты этого отделения называют своих клиентов «испытуемыми».
Кстати
Весьма богатый опыт в изучении личности террориста накопили российские исследователи. Условно они выделяют следующие психологические модели:
1. Психопат-фанатик. Руководствуется своими убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена, способен совершить все, что угодно.
2. Фрустрированный человек. Его мировоззрение базируется на теории агрессивности. Чувство фрустрации, порожденное невозможностью для человека по каким-то причинам достичь жизненно важных для него целей, неизбежно порождает у него тенденцию к агрессивным действиям. Сознание в этом случае может сыграть роль инструмента в рационализации этих действий, то есть в подборе тех или иных поводов для их оправдания.
3. Человек из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева