Другие материалы рубрики «Общество»
-
«Беларусь без крайностей». Минск укрепляет статус региональной переговорной площадки
Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре... -
Помогите детям бороться с артритом
За считанные недели ювенальный ревматоидный артрит может превратить здорового ребенка в инвалида…
- На нынешней неделе будет холодно и сыро
- Под Гомелем высажена роща имени Героя Советского Союза Георгия Склезнева
- Стоковая ярмарка пройдет в Минске 18-19 апреля
- Инспекторы из США и Украины увидят Беларусь с воздуха
- Всего за два месяца объем жилищного строительства в Минске снизился почти на 60%
- Грызуны из Украины, России и Беларуси устроили в Минске шоу
- В милицию принесли пулемет «Максим» 1927 года
- «История белорусского государства в почтовых марках»
- День Воли-2015 в фотографиях
- Минчане о Дне Воли: «А в честь чего они пошли?»
Общество
Дело было в Островце. Когда детектор лжи — вещь бесполезная
Случай в Беларуси редкий, если не сказать — единственный. Публикации в интернет-газете Naviny.by о запутанной до крайности ситуации в Островце стали основанием для отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции.
Правда, об этом мы узнали из очередного отказного постановления, который вынес следователь УСК по Гродненской области…
Напомним, жительница Островца Гродненской области Марина Винсло практически в одиночку с переменным успехом ведет непримиримую борьбу с белорусской правоохранительной системой.
Подробно обо всех перипетиях интернет-газета Naviny.by рассказала в двух публикациях под общим заголовком «Дело было в Островце, или Мелкое хулиганство с интимными милицейскими подробностями».
Эта история началась поздним вечером 19 октября 2011 года, когда Марину Ивановну задержали в Островце на улице за то, что она якобы нарушила ст. 17.1 КоАП («Мелкое хулиганство»): в общественном месте нецензурно выражалась, чем «нарушила общественный порядок и спокойствие граждан». Задержание проводил лично начальник РОВД майор Александр Шастайло. Начальник милиции не только задержал «правонарушительницу», доставил ее в отдел, дал команду подчиненным оформить протокол об административном правонарушении и посадить женщину в изолятор временного содержания, но и пошел по этому делу как… потерпевший, который потом это же дело и в суд направил.
Марина Винсло утверждает, что в тот вечер она едва не стала жертвой сексуального насилия со стороны майора пограничной службы Юрия Страпко, аморальные действия которого прикрывал Шастайло.
За прошедшие полтора года 34-летняя женщина написала десятки жалоб по фактам превышения и злоупотребления служебными полномочиями теперь уже бывшим начальником Островецкого РОВД Александром Шастайло (ныне он в звании подполковника руководит Щучинским РОВД) и фальсификации документов сотрудниками этого райотдела. Разбирательства и проверки по заявлениям Винсло не единожды проводили: прокуратуры, милицейские службы собственной безопасности, суды, следственные органы и даже военная контрразведка КГБ.
Разорванный круг
Семь подряд дополнительных проверок проводил Сморгонский районный отдел Следственного комитета. По материалам проверок этого следственного подразделения выносились однотипные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела «за отсутствием состава преступления». Эти постановления соответственно отменялись прокуратурой Сморгонского района и Управлением СК по Гродненской области «в связи с проведением проверки не в полном объеме» либо «в связи с невыполнением в полном объеме указаний» вышестоящей инстанции.
Как оказалось, и Naviny.by в этом деле поучаствовали. 19 марта текущего года по ходатайству Сморгонского РОСК «в связи с появившимися публикациями о рассматриваемом факте в сети Интернет», постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Сморгонского РОСК от 14.03.2013 года было отменено прокуратурой Сморгонского района.
Следует заметить, что ни автор публикаций, ни редакция издания не были извещены о таком повороте дела. Но факт остается фактом: на публикации в интернете наши правоохранители способны реагировать так называемыми процессуальными действиями. Даже если они ни к чему не приводят.
Как следует из постановления:
«В ходе дополнительной проверки к материалам приобщены публикации из различных сайтов сети Интернет: «Белорусский партизан», «NewsBY.org» и «Naviny.by». Их изучение показало, что, по сути, в них содержится информация, ранее указывавшаяся Винсло в ее обращениях и заявлениях, которые неоднократно проверялись в ходе проверки. Дополнительной информации, имеющей значение для проверки, в ходе изучения публикаций в сети Интернет не получено».
К слову, ничего нового — полезного для проверяющих — Naviny.by и не могли сообщить. В основе публикаций — документы и позиция Марины Винсло, которая себя считает в этом деле потерпевшей. Мы лишь отслеживаем ситуацию и информируем своих читателей о явно затянувшихся разбирательствах. Что и настораживает. Столько проверок следователи провели на районном уровне, прежде чем на эту историю обратило внимание УСК по Гродненской области, решившее, наконец, вырвать это дело из районного круга.
Создалось впечатление, что на районном уровне представители следствия не способны провести проверку так, чтобы у вышестоящих структур не возникло сомнений и претензий в ее объективности и полноте. А ведь этот низовой уровень и есть самый главный. От него изначально зависит, всплывет ли на поверхность правда или наоборот — она так укутается ложью, что даже профессионал с многолетним опытом до правды не докопается. Это с одной стороны.
С другой — проблема имеет не только частный характер. В такой ситуации может оказаться любой из нас. Примеров милицейского произвола в нашем обществе достаточно. Вот и Марина Винсло оказалась одна против людей в погонах, показания которых носили вначале противоречивый характер, имелась масса нестыковок, которые от проверки к проверке уточнялись, устранялись и приводились к относительно единому виду, чтобы в итоге сделать следующий вывод:
«…Информация, изложенная в заявлениях и публикациях Винсло М.И. о фактах угроз, домогательства, приставаний и совершении Страпко Ю.В. по отношению к ней иных действий сексуального характера, не нашла своего подтверждения».
Доводы Марины Ивановны о том, что вечером 19 октября 2011 года она не бегала по городку и нецензурно не выражалась, а все документы против нее в милиции сфальсифицировали, разбиваются о стену показаний офицеров и их подчиненных. Трудно представить, чтобы кто-либо из служивых вдруг взял да и признался бы в собственных незаконных действиях, дав при этом показания против своего начальника.
В данном случае, надо признать, доказать свою правоту женщине, скорее всего, не удастся. Ситуация грозит обернуться даже против нее. Возможно, кому-то наверху ее настырность порядком надоела, и для нее приготовили ловушку.
Как сообщила Марина Винсло, в ходе одной из проверок следователь потребовал от нее написать новое заявление с предупреждением об ответственности по ст. 400 УК («Заведомо ложный донос»). Женщина благоразумно отказалась от такого «заманчивого» предложения.
Тупиковый полиграф
Примечательно, что Винсло для доказательства своей правоты была готова пройти проверку на полиграфе («детекторе лжи»), о чем она не раз заявляла. Не против такого тестирования были и ее обидчики Шастайло и Страпко. Казалось бы, разумное решение, чтобы выяснить, кто тут прав, а кто лжет. Да не вышло.
Дважды следователи обращались в УВД Гродненского облисполкома для проведения проверки на полиграфе. Оба раза был получен отказ в виду «невозможности составления качественного тестового материала (опросника)».
Оказывается, одним из необходимых условий проверки на полиграфе «является неосведомленность опрашиваемого лица об интересующих специалиста вопросах». В данном случае, эти вопросы «неоднократно обсуждались лицами, в отношении которых планируется провести опрос». При таком положении вещей «достоверность и объективность результатов такого опроса настолько мала, что не дает возможности всесторонне и полно исследовать обстоятельства рассматриваемых событий».
Тупик? Да, весьма удобный, надо заметить, для белорусской правоохранительной системы. Но не для Марины Винсло.
Несколько дней назад женщина побывала на личном приеме у начальника УСК по Гродненской области Иосифа Леонко и высказала свое несогласие с результатами очередной проверки.
Марина Ивановна не собирается опускать руки. «Моя цель — пройти весь круг белорусских инстанций, чтобы затем направить жалобу в Комитет ООН по правам человека», — сообщила она корреспонденту Naviny.by. Ее не смущает то, что на решения Комитета у госструктур Беларуси нулевая реакция.
«Пусть там просто знают, что у нас происходит с правами человека», — говорит Марина.
Ну что ж, Бог ей в помощь! А на кого еще надеяться?
Последние Комментарии