Другие материалы рубрики «Общество»
-
Инвалидам расширят право на труд
«Почему мы должны рекомендовать ему, кем работать? Пусть человек работает, если может, кем хочет…» -
В Беларуси пишут «Черную книгу сталинизма»
Объемный труд будет насчитывать как минимум три тысячи страниц...
- Ответственность за задержку зарплат ужесточат
- Систему начисления зарплат бюджетникам хотят сделать более прозрачной и простой
- Минску не хватает врачей — дефицит оценивается в более чем 700 человек
- Житель Могилева подал в суд на автопарк за опоздание автобуса – и проиграл
- Начинается проектирование многоэтажных домов в Руденске
- Аудиослайдшоу. Лукашенко – двигатель торговли
- Фестиваль фокусников в Гродно: очевидно и невероятно
- «Легализация проституции — это путь в никуда»
- Аудиослайдшоу. Минск сдали «Авелю»
- В Минске прошел бал православной молодежи
Общество
Уголовное дело Баумгертнера вступило в фазу политических решений
Сегодня ночью произошла «ожидаемая неожиданность» и одновременно беспрецедентный случай в практике белорусского правосудия. Захваченный не без косвенной помощи премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер провел в СИЗО КГБ без нескольких часов месяц и оказался в неродном для него Минске под домашним арестом.
Как рассказал российский адвокат Баумгертнера Алексей Басистов, под домашний арест Баумгертнер был помещен в ночь на 26 сентября. По словам Басистова, его клиент содержится в подобранной для него сотрудниками КГБ съемной квартире в одном из районов Минска под круглосуточным наблюдением. К Баумгертнеру допущена его мать, которая накануне прилетела на свидание с сыном. «Адвокаты надеются на скорейшее возвращение Баумгертнера в Россию», — добавил защитник.
А ведь всего несколько дней назад суд не нашел оснований изменять сидельцу СИЗО КГБ меру пресечения! Объяснения же официального представителя Следственного комитета Беларуси, что изменение обвиняемому меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест связано с завершением «неотложных следственных действий», выглядят совсем неубедительно.
Большая политика «уговорила» следователя отдохнуть
Судя по тому, как развиваются события, гендиректору «Уралкалия» недолго осталось гостить в Минске. Его дело, заявленное белорусскими властями как чисто уголовное, вступило в фазу окончательных политических решений. Так что в данном случае цитаты из Уголовно-процессуального кодекса о том, что следователь у нас лицо независимое и «все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно», мягко говоря, неуместны. Предшествующие и ожидаемые события тому доказательство.
Новости только последних трех дней уже готовили общественность к кардинальным изменениям в судьбе Владислава Баумгертнера. Для начала в минувший понедельник президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко вкратце обсудили тему «Уралкалия» на полях саммита ОДКБ.
На следующий день в Минск прилетел генпрокурор России Юрий Чайка, чтобы полистать материалы уголовного «калийного дела». А вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о готовности обсудить тему «Уралкалия» с белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем. «Все обсудим, конечно», — сказал Медведев на брифинге 25 сентября в Астане после заседания Высшего евразийского экономического совета.
Так что не приходится сомневаться в очевидности реализация сценария «go home мистер Баумгертнер». Тем паче, что менее недели назад Александр Лукашенко вполне определенно высказался о сидельце СИЗО КГБ: «Мы за него абсолютно не держимся».
Но все это исключительно политическое обрамление конкретного уголовного дела. Его российская часть вполне, и этого следует ожидать, может быть передана через Генпрокуратуру РФ Следственному комитету РФ для продолжения следствия, ибо именно на территории России находятся практически все известные фигуранты.
Напомним, помимо «взятого в плен» Баумгертнера, по делу в качестве обвиняемых проходят успевшие улизнуть от следствия топ-менеджеры ЗАО «БКК» и «Уралкалия» Олег Петров, Константин Солодовников, Игорь Евстратов и Дмитрий Самойлов. Все они обвиняются по ч. 3 ст. 424 УК РБ (злоупотребление властью и служебными полномочиями). В недосягаемости белорусского правосудия находится и главный фигурант «калийного дела» сенатор Сулейман Керимов, которого белорусские госСМИ назвали «не олигархом, а международным мошенником». В отношении Керимова возбуждено уголовное дело по п.4 ст.16 и ч.3 ст.424 УК РБ (организация злоупотребления властью и служебными полномочиями).
К месту заметить, что между Беларусью и Россией заключены десятки соглашений в области сотрудничества в борьбе с преступностью, как на межправительственном уровне, так и по линии правоохранительных органов.
Например, в апреле текущего года руководители следственных комитетов РБ и РФ подписали соглашение о сотрудничестве «в целях укрепления международных отношений в сфере уголовного судопроизводства». А учитывая, что Россия своих граждан не выдает другими государствам для уголовного преследования, то с большой долей уверенности можно сказать, что перспективу российская часть «калийного дела» имеет только на территории союзника. Так что хочешь, не хочешь, но чтобы довести дело до логического конца (не обязательного судебного) белорусской стороне придется усмирить гордыню и отдать все материалы и оперативные наработки коллегам, чтобы они, по выражению Лукашенко, с «российскими негодяями» сами разбирались.
А вот что делать со своими, почти родными?
Есть ли в «калийном деле» «белорусские негодяи»?
Вернемся к событиям месячной давности.
26 августа официальный представитель Следственного комитета Беларуси Павел Траулько озвучил претензии к людям Керимова. По его словам, «топ-менеджмент ЗАО «БКК», состоящий в основном из людей, тесно связанных с акционерами «Уралкалия», повел нечестную игру». «Фактически они вели двойную, а точнее тройную игру, обманывая в корыстных интересах не только белорусскую сторону, но и, как свидетельствуют факты, российских акционеров», — в ярких красках обрисовал ситуацию Траулько и продолжил.
«Скажу сразу: речь идет не об отдельных преступных эпизодах. Правоохранительными органами вскрыта целая преступная схема и тонко продуманная стратегия, рассчитанная на реализацию в течение многих лет. Ключевой момент этой стратегии — сосредоточение в руках узкой группы топ-менеджеров, связанных с акционерами «Уралкалия», всех нитей управления сбытом калия и изоляция белорусской стороны от любой важной информации. Цель очевидна — замкнуть на себя все финансовые потоки и основных торговых партнеров на ключевых рынках. Для чего это делалось? Ответ простой: если ты единолично владеешь секретной коммерческой информацией, то можешь легко, а главное, безнаказанно выстраивать самые разнообразные жульнические финансовые схемы. Зарабатывать в этом случае можно буквально на всем: скрывать истинные размеры скидок и преференций для покупателей, занижать реальные цены, по которым сбывалась продукция, направлять финансовые потоки через подконтрольные фирмы, затягивать в своих интересах оплату за поставленный товар».
Каким образом на территории независимого государства, где якобы все схвачено спецслужбами, «российские негодяи» в течение нескольких лет безнаказанно создали «преступную схему» и умудрились «изолировать белорусскую сторону»?
Есть, конечно, несколько версий такого хода событий, объяснение которым дает Уголовный кодекс РБ. Поле действия для следствия широкое, подробно расписанное в главе 35 УК «Преступления против интересов службы». А именно:
Ст. 424. «Злоупотребление властью или служебными полномочиями»;
Ст. 425. «Бездействие должностного лица»;
Ст. 426. «Превышение власти или служебных полномочий»;
Ст. 427. «Служебный подлог».
И это еще не все. Следователи просто обязаны покопаться в белье белорусских топ-менеджеров, чтобы поискать коррупционную составляющую их «изоляции» «российскими негодяями».
Эпизодически проскальзывала информация со ссылкой на СК РБ, что вот-вот «новыми фигурантами уголовного дела гендиректора российского ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера могут стать белорусские граждане». Сложно сказать, почему до сих пор не стали: то ли они уже раскаялись и тем самым избежали уголовной ответственности, то ли до них у следователей пока руки не дошли.
В чем нет никаких сомнений, так это в том, что «белорусские граждане» активно сотрудничают со следствием. И у этой — белорусской — части «калийного дела» просто должно быть продолжение. Тут ведь Интерпол необязательно подключать! Вроде все на месте.
Оплеуха от Интерпола
Очень даже возможно, что на государственном уровне стороны придут к консенсусу в калийной войне, исход которой скажется и на «калийном деле». Не исключено, что после краткосрочного визита Владимира Путина в Беларусь, через день-другой, наверное, ночью Баумгертнера экстрадируют на родину. Следствие по делу российских фигурантов переместится на территорию союзника, и пока неизвестно, чем завершится. По крайней мере, российские адвокаты, в отличие от белорусских, на комментарии не поскупятся, и кое-какие подробности обязательно просочатся в прессу.
Следует ожидать, что информационный поток по делу на территории Беларуси практически иссякнет. Надо понимать, не по желанию независимого следствия. Отдельным эпизодом в этой громкой истории остается неразбериха с привлечением к международному розыску квартета российских топ-менеджеров и самого Сулеймана Керимова. События развиваются так, что белорусским правоохранителям, возможно, придется отзывать заявку на их розыск по линии Интерпола. В данном случае это процедура может быть оценена, мягко говоря, как весьма неприятная. И без того, извините, лопухнулись на весь мир.
Все заявления силовых структур о том, что Керимова и прочих Интерпол ищет, оказались ложью.
«Интерпол подтвердил выдачу международного ордера на арест топ-менеджеров «Белорусской калийной кампании» Петрова, Солодовникова, Евстратова и Самойлова, объявленных в розыск белорусской стороной».
«Решение об объявлении акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова в международный розыск Интерпол принял в течение суток».
Такого рода сообщения со ссылкой на официальных представителей МВД и СК Беларуси разнеслись по всему мировому медиа-пространству. Ничтоже сумняшеся 10 сентября в Астане министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич в кулуарах совещания совета глав МВД стран СНГ подтвердил журналистам факт розыска граждан России с помощью Интерпола.
Правда, на сайте Международной организации уголовной полиции искомых лиц не было.
«Объявленное в розыск лицо не обязательно должно присутствовать на сайте Интерпола», — так прокомментировал сей факт корреспонденту Naviny.by начальник управления информации и общественных связей МВД Беларуси Константин Шалькевич. И посоветовал обратиться за разъяснениями в Лион, где находится штаб-квартира организации.
Интерпол не заставил себя ждать. Как оказалось, терпение у Генерального секретариата ведомства лопнуло от настойчивых попыток белорусских властей выдать желаемое за действительное. 11 сентября Интерпол на своем сайт разместил сообщение, из которого следовало, что организация лишь получила запросы от Беларуси на разыскиваемых лиц, изучает их, но розыск Керимова и других пока официально не объявлялся.
По сути это была оплеуха белорусскому МВД, при котором находится Национальное центральное бюро Интерпола.
И по сию пору на сайте Интерпола нет никаких свидетельств того, что начат международный розыск Керимова и прочих фигурантов «калийного дела». Для особо бестолковых организация поясняет, что если на сайте нет информации с «красным углом», то это значит, что либо сторона, заявившая в международный розыск преступника, попросила информацию не публиковать, либо его розыск еще не объявлялся. Других вариантов нет.
Не исключено, что Интерпол учтет политическую подоплеку «калийного дела» (или как минимум его политическую часть решения) и воздержится от удовлетворения запроса белорусских правоохранителей. Возможно, и в будущем к подобным запросам из Беларуси организация будет относиться с особой щепетильностью.
Последние Комментарии