Дата публикации:
15.02.2015
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/society/2015/02/15/ic_articles_116_188241/

Диалог с обществом для белорусских властей ограничивается приемом жалоб

Автор: Сергей НИКОЛЮК
 
Главная характеристика белорусского общества — раскол. Его частным проявлением является наличие в стране двух союзов журналистов: Белорусского союза журналистов (БСЖ) и Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ).
 
Естественно, что освещая пресс-конференцию Александра Лукашенко, прошедшую в Минске 29 января, журналисты центральных государственных СМИ и журналисты оппозиционных СМИ расставляли акценты исходя из своих политических предпочтений. Поэтому то, что для первых оказывалась самым важным, вторые просто не замечали.
 
 
Откроем «Советскую Белоруссию». Статью, посвященную пресс-конференции, газета опубликовала под заголовком «Диалог был искренним». Процитирую первое предложение: «Открытый диалог Президента с представителями СМИ, прошедший во Дворце Независимости, стал особым по многим причинам».
 
А теперь обратимся к статье «Откровенность за откровенность» в «Народной газете»: «Открытый диалог Президента с белорусскими и зарубежными журналистами вызвал большой резонанс в обществе и всю неделю живо обсуждался экспертами, на интернет-форумах и в блогосфере».
 
Вот что значит координация информационной политики из единого центра! Нет, не зря ответственные за ее проведение зарабатывают на хлеб с толстым слоем масла. Тема открытого диалога оказалась в центре пресс-конференции далеко не случайно. Уже в своем вступительном слове глава государства пригласил журналистов к «открытому разговору-диалогу», подчеркнув при этом, что рассчитывает «на взаимопонимание и искренность».
 
 
Жалуйтесь, но не выходите за рамки жанра!
 
Как же воспользовались представители негосударственных СМИ внезапно распахнувшимся окном возможностей? Они начали… жаловаться. Ничего удивительного в этом нет. Другой формы «диалога» между властью и подданными отечественная культурная традиция не знает.
 
Первым с челобитной обратился главный редактор газеты «Народная воля» Иосиф Середич. Он пожаловался на министра информации Лилию Ананич, которая, не успев освоить новое кресло, начала слать Середичу предупреждения.
 
Лукашенко челобитную принял и дал согласие сеть за стол переговоров со своими политическими оппонентами, «если это не связано с этими разными политическими выборами, а связано с безопасностью государства». То есть с его, Лукашенко, личной безопасностью.
 
Главный редактор и директор портала деловой информации «Eжедневник» Сергей Сацук пожаловался на нормотворческую активность ведомств, отгораживающихся должностными инструкциями от журналистов, что, по его мнению, способствует росту коррупции.
 
Главный белорусский борец с коррупцией не стал отрицать наличие проблемы и пообещал челобитчику «самую прямую мою поддержку». Кроме того, поручил главе администрации «эти всякие инструкции <…> одним предложением указа, распоряжением президента убрать».
 
Завершая семичасовой диалог, Лукашенко предложил встать тем, «кто хотел бы задать неудобный мне вопрос». Откликнулась корреспондент Би-би-си Татьяна Мельничук. «У меня не вопрос, — заявила она. — У меня рекомендация и пожелание».
 
Однако по факту рекомендация и пожелание совершенно естественным образом трансформировались в жалобу на «некоторые действия власти, когда, например, арестовывается четверка вышедших к посольству Франции с табличкой «Я — «Шарли». <…> Или когда вдруг там этих теточек, пришедших к памятнику Шевченко с молитвой и свечками, берут на выходе из сквера, организуется судебный процесс».
 
И по челобитной Мельничук решение было принято оперативно. Силовиков, задержавших теточек, глава государства охарактеризовал как идиотов, которые «действуют во вред власти».
 
За жесткой оценкой последовали конкретные действия. 2 января Верховный суд сообщил, что рассмотрение административных дел участников акции в поддержку еженедельника Charlie Hebdo возле французского посольства в Минске отложен.
 
Ни один из челобитчиков не был прерван. Таков закон жанра. Но этот же закон жестко ограничивает тематику жалоб. Еще раз процитирую ключевой комментарий Лукашенко: «…если это не связано с этими разными политическими выборами, а связано с безопасностью государства».
 
Институт жалоб играет ключевую роль в поддержании стабильности, под которой понимается прежде всего несменяемость первого лица государства. И это лицо кровно заинтересовано в эффективной работе властной вертикали. Поэтому оно открыто для обсуждения изъянов в ее работе.
 
 
Режиму нужна обратная связь хотя бы в урезанном виде
 
Ни одна социальная система не способна функционировать без обратной связи. В рыночной экономике, в которой горизонтальные отношения преобладают над вертикальными, обратную связь обеспечивают цены. В экономике, управляемой административными методами, баланс встречных потоков ресурсов (снизу вверх и сверху вниз) поддерживается жалобами.
 
Жалобы подразделяются на обращения нижних звеньев иерархии к верхним и на обращения граждан. Последние, в свою очередь, подразделяются на латентные жалобы, выявляемые в ходе опросов, и на активные жалобы, или жалобы-сигналы. С такими жалобами население обращается в вышестоящие органы управления, в прессу.
 
Выявление латентных жалоб — одна из функций Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ). На сайте центра размещаются ежегодные отчеты «Республика Беларусь в зеркале социологии», содержащие раздел «Оценка работы с обращениями населения».
 
Ограничусь краткими выдержками из отчета за 2013 год.
 
«Согласно полученным данным, граждане чаще всего обращаются за справками и документами в учреждения здравоохранения (74%), службы жилищно-коммунального хозяйства (58%), организации по месту работы или учебы, предприятия связи, местные органы власти (в среднем по 49%), учреждения образования (40%)».
 
«Как и год назад, больше всего довольны решением своих вопросов граждане, обращавшиеся в загсы, организации по месту работы или учебы и на предприятия связи (в среднем по 81,5% положительных ответов)».
 
«Наименьшая доля положительных отзывов о работе службы жилищно-коммунального хозяйства (49%), не удовлетворены — 20%, не совсем довольны — 31% респондентов».
 
Увеличение числа латентных жалоб и жалоб-сигналов свидетельствует о нарастании проблем с перераспределением ресурсов «по справедливости». Ответственным же за справедливость является государство. Это его главная функция в централизованных (распределительных) экономиках.
 
Механизм обратной связи в форме жалоб способен запустить или, напротив, заблокировать процессы трансформации. Пример, лежащий на поверхности — повышение пенсионного возраста. Проблема давно перезрела, но Лукашенко отказывается ее решать, ссылаясь на мнение народа.
 
Соответствующими данными ИАЦ я не располагаю, но согласно декабрьскому опросу НИСЭПИ, предложение повысить пенсионный возраст, чтобы увеличить пенсии, поддержало 17% белорусов, тогда как против повышения пенсионного возраста высказалось абсолютное большинство — 77%.
 
 
Пиар, но не только
 
Итак, открытый диалог главы государства с журналистами на практике свелся к приему жалоб и принятию оперативных решений по их удовлетворению. Красота административного управления в чистом виде. А большего и не требуется на старте президентской кампании!
 
Тот, кто считает январскую пресс-конференцию чистым пиаром, прав лишь отчасти. Лукашенко не зря называет себя единственным политиком. Политик — публичная фигура. Любое его выступление содержит элемент пиара. Но успешным может быть только тот пиар, который не противоречит доминирующей в обществе системе ценностей.
 
А право подданных жаловаться царю на нерадивых бояр является одним из базовых элементов системы ценностей белорусского «большинства».
 
 

Об авторе

Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов «Левада-центра».