Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Жилкомхоз и население

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

На заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства вице-премьер Анатолий Калинин раскрыл принцип формирования стоимости коммунальных услуг: если доходы населения растут, есть основания повысить стоимость ЖКУ.

Некая логика в этом, наверное, есть: ЖКХ заработает больше, просто продавая населению то же самое по более высокой цене и так избавляя население от «избыточного» дохода. Только такие отношения между поставщиком услуг и потребителем совсем не похожи на цивилизованные и рыночные.

Более того, аппетит ЖКХ идет дальше раскрытого вице-премьером принципа. Несмотря на снижение реальных доходов населения по итогам прошлого года на 4%, в январе этого года были повышены тарифы на ЖКУ, да так, что сразу исчерпался годовой лимит повышений, установленный указом президента.

Очередное повышение тарифов традиционно сопровождается комментарием со стороны высоких должностных лиц о том, что население, дескать, не полностью покрывает даже себестоимость услуг. В то же время население недовольно их качеством и необоснованностью цены, так как не понимает, за что именно платит.

Кажется, тут самое место для того, чтобы укрепить взаимное доверие и открыть схему формирования цен на услуги, включая подробный перечень затрат на их оказание, а также стоимость энергоносителей; обсудить проблемы и претензии между поставщиками и потребителями и выработать решения, удовлетворяющие все стороны.

В минувшем году прояснить важные, но не до конца ясные моменты в системе ЖКХ попыталась Международная ассоциация менеджмента недвижимости, в которую входят собственники и менеджеры из Беларуси, Германии, Латвии, России. И эксперты, и присутствовавшие журналисты отметили, что в разъяснении нуждается вопрос о системе начисления платежей, о процентах возмещения государством и собственником стоимости ЖКУ, а также о том, почему жители, являясь собственниками, в большинстве своем пассивны и не хотят влиять на происходящее на их территории.

А как это сделать эффективно?

Очевидно, у жильцов-членов товариществ собственников или кооперативов должны быть широкие возможности влиять на решение всех вопросов, касающихся их быта, однако в систему управления в ТС и ЖСК/ЖСПК изначально закладывается потенциальный конфликт интересов жильцов — конечных потребителей услуг и председателя, согласованного исполкомом, однако зачастую не являющегося собственником или дольщиком в управляемом им хозяйстве и занимающего должность в системе ЖКХ — поставщика услуг.

Эти принципиальные проблемы порождают вал вопросов: от качества водопроводной воды и температуры батарей в отопительный сезон, до уборки придомовой территории, вывоза мусора и самое главное — кто и как оказывает услуги и сколько они стоят.

Если бытовые проблемы, возникающие в многоквартирных домах и микрорайонах по всей стране, иногда решаются под давлением возмущенных жильцов, то принципиальные вопросы, являющиеся их предпосылкой, не находят принципиального решения.

Здесь я не буду повторно описывать опыт Украины и других стран, на ошибках и успехах которых в реформе системы ЖКХ нам вполне можно поучиться. Важно, чтобы выбор конкретных решений для наших условий удовлетворял и жильцов, и коммунальщиков.

Для этого следует наладить эффективную систему взаимодействия, например, в виде межведомственного координационного совета с обязательным включением всех заинтересованных сторон.

Со стороны поставщиков за круглый стол логично пригласить представителей «Минскэнерго», «Белтопгаза», «Белэнерго». Со стороны потребителей — представителей Международной ассоциации менеджмента недвижимости, Ассоциации собственников недвижимости, а также ТС, ЖСК, ЖСПК и непосредственно жильцов-собственников (безусловно, для систематизации такой работы потребуется некоторая агрегация предложений, например, их сбор и обобщение посредством электронной платформы). И представителей регуляторов — Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания.

А пока жильцы возлагают робкие надежды на созданную по распоряжению премьер-министра Межведомственную рабочую группу для урегулирования вопросов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, которая, к сожалению, ни в каком виде не включает потребителей ЖКУ.

Пора утеплить отношения и убрать промерзающую стену между жилкомхозом и населением.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».