Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Регистрация бизнеса: ужасы нашего законодательства

 

регистрация бизнеса в Беларуси 

Желающим заняться собственным бизнесом в Беларуси сегодня приходится оббивать многочисленные пороги, оплачивать бессчетные квитанции. При этом регистрирующим органам предоставлена изрядная степень свободы как в отношении запрашиваемых документов, так и в принятии окончательного решения — широкая улица для субъективизма и коррупции. От забюрократизированности процедуры регистрации страдают и соотечественники, и иностранцы. Но страдает также и само государство, лишая себя значительных потенциальных инвестиций. Тем не менее, руководство страны не спешит избавляться от громоздких требований и ограничений, многие из которых международные эксперты называют "одиозными".

Одним из самых активных лоббистов упрощения процедуры регистрации бизнеса в Беларуси выступает Международная финансовая корпорация (IFC), не первый год бьющаяся над отменой целого ряда действующих норм. Свое видение данной проблемы "Белорусским новостям" изложил советник по правовым вопросам IFC, заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев:

Снижение регуляторной нагрузки на малый и средний бизнес — одна из наших основных задач, потому что и практика, и наши ежегодные опросы показывают, что административные барьеры стоят на одном из первых мест среди препятствий для развития здесь бизнеса. Во всех обращениях IFC к правительству, посвященных улучшению деловой среды, проблему регистрации мы ставим на одно из первых мест.

Как известно, 10 апреля 2006 года был принят декрет президента № 6, которым внесены изменения в основной декрет № 11 от 1999 года "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования Республики Беларусь". В какой-то мере наши предложения нашли отражение в документе: главное, что получили предприниматели, — это введение принципа "одного окна" при регистрации. Если раньше срок регистрации составлял до двух месяцев, то сегодня он сократился до 20 дней. Субъектам хозяйствования теперь не нужно проходить пострегистрационные процедуры. Но не все так однозначно: с одной стороны, сократили сроки, с другой — чиновникам регистрирующих органов не позавидуешь, ведь количество документов не изменилось.

Кроме того, декрет — девятый нормативный акт, внесший изменения и дополнения в "базовый" за семь неполных лет! Представьте себе предпринимателя или иностранного инвестора, который захотел бы работать при таком нестабильном законодательстве! Подобными вещами задергали не только предпринимателей, но и чиновников. Между прочим, это вынуждает предпринимателей, помимо прочего, нести затраты. И немалые. Мы провели исследование, показавшее, что из-за изменчивости законов затраты предпринимателей на оплату сверхурочной работы бухгалтеров гораздо выше, чем объемы средств, направляемые государством по программам поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

Например, в стране действует Налоговый кодекс, но его Особенная часть, регулирующая отдельные налоги, до сих пор не принята. Вот и получается: перечень изменений и дополнений к закону о подоходном налоге с физических лиц, закону о налогах на прибыль с юридических лиц составляет несколько страниц. Эти изменения вносятся каждый раз при принятии бюджета на очередной год, плюс изменения может вносить президент.

Разрешить нельзя отказать

При последнем усовершенствовании процедур регистрации остались нерешенными, как предлагалось нами и другими независимыми экспертами и даже частично самими разработчиками проекта декрета, очень важные проблемы:

— не введен заявительный (уведомительный) принцип;
— не создан единый регистрирующий орган;
— не сокращен перечень представляемых для регистрации документов;
— не сокращен перечень оснований для отказа в регистрации, многие из которых незаконны, нецелесообразны и означают широкую возможность "усмотрения" со стороны чиновников.

Что касается оснований для отказа в регистрации, то здесь есть одиозные нормы, предусматривающие, в частности, отказ в случае, если учредитель имеет судимость за экономические преступления, в то время как это вообще внесудебное ограничение, так называемое "поражение в правах". Как правило, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность выступает дополнительным наказанием, выносимым решением суда. А здесь само по себе осуждение за экономические преступления лишает права выступить учредителем, даже если суд не выносил такого решения.

Есть другие совершенно одиозные вещи, которые затягивают процедуру регистрации. Например, отказать в регистрации можно, если учредитель имеет неисполненные в срок гражданско-правовые обязательства по кредитам и налогам. Так я может быть и учреждаю предприятие, чтобы, имея доход от этой деятельности, рассчитаться с долгами! Всего в перечне оснований для отказа в госрегистрации девять пунктов, среди которых есть даже казусный: "В случае государственной регистрации коммерческой или некоммерческой организации будет установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника)". Что они здесь имели в виду? Возможно, служащих, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Но любопытно, что речь идет в будущем времени — "в случае государственной регистрации".

Кроме того, действует норма, согласно которой отказ в регистрации по причине нецелесообразности не допускается, но далее есть оговорка: "за исключением случаев, установленных законодательством". То есть формально может появиться акт президента или парламента, где будет написано, что исполком или другой регистрирующий орган может отказать в регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя по причине нецелесообразности, мол, "зачем нам твое торговое предприятие, когда их и так хватает?". Или к чему нам твоя мастерская по ремонту обуви?

Кстати, возможность ликвидации предприятия не только по решению собственников, учредителей, участников и по решению суда, но также по решению регистрирующих органов, — тоже нонсенс, не встречающийся в мировой практике.

Мы предлагали все это исключить. Не исключили. Между тем, в России, например, для отказа в регистрации действует общее правило: первая причина — представлены не все документы, и вторая — документы поданы не в тот орган.

От лукавого

Сегодня в Беларуси действует разрешительный принцип регистрации, при котором чиновники проверяют содержание учредительных документов на соответствие законодательству. В условиях децентрализации регистрации здесь возникают проблемы, в частности, выдвигаются необоснованные требования. При заявительном принципе учредитель сам отвечает за содержание документов: предпринимательство — рисковая деятельность. Если я ошибся, я несу ответственность. Мы настаиваем на введении заявительного принципа. Он действует в России. Вообще, если посмотреть практику более-менее развитых стран, заявительный принцип действует везде. Есть и третий, уведомительный, принцип, когда документы отсылаются по почте, и, если в течение трех дней нет никакого ответа, можно приступать к работе. В Швеции можно зарегистрироваться за 15 минут через интернет в едином регистрирующем органе.

Нерешенной проблемой в Беларуси остается и ворох запрашиваемых документов. Если раньше для юридических лиц их было девять, то сейчас, с введением нового порядка стало десять, хотя мы считаем, что можно обойтись пятью, как в России. Для физических лиц оставили пять, хотя мы предлагали этот перечень в два раза сократить.

Как при таких нормах правительство рассчитывает к 2010 году довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 22%, а численность занятых в этой сфере — до 23-25% экономически активного населения — не совсем ясно. Правда, цифры — иногда лукавая вещь. Есть понятие "разгосударствление и приватизация": взяли государственное предприятие, выпустили акции, 100% акций остались у государства. Такие предприятия они уже относят к частным. Кроме того, к малому бизнесу относятся не только частные предприятия: градация по формам собственности при определении малого бизнеса в Беларуси не предусмотрена.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Извините, но отреагировала я как раз не на вас.
  • no comment. Хотя эта афтар хоть изредка на нас реагирует :-)))
  • Прошу прощения за затяжную реакцию на Ваши добрые слова, за которые искренне признательна, - пока не вошло в правило просматривать читательские отзывы. Блога, к сожалению (а,скорее, к радости), нет - едва успеваю самовыражаться в navin-ах! Удачи! Лена
  • Naviny ИМХО очень выиграли с приходом Елены Новожиловой. Хорошая статья, одна из хороших в ряду подобных. Так держать! Елена, а у вас есть блог где-то?