Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Кобяков: рост цен на газ повлияет на экономику «нормально»


Андрей КобяковСитуация с инвестициями в Беларуси «хорошая», отрицательное внешнеторговое сальдо с Россией «хорошо компенсируется» торговлей с ЕС, предстоящее подорожание газа не страшно: угроз конкурентоспособности белорусским товарам нет. А рост цен на них обоснован. Такими «хорошими» видит состояние и перспективы отечественной экономики вице-премьер правительства Андрей Кобяков, о чем и рассказал в интервью российскому изданию «Время новостей».

По словам замглавы белорусского правительства, грядущее повышение цены на газ повлияет на экономику «нормально». Конечно, говорит А.Кобяков, «рост цен на энергоносители отражается на стоимости белорусской продукции. Но в последнее время белорусские предприятия модернизируются, качество продукции улучшается. Поэтому рост цен на белорусские товары обоснован и не снижает их конкурентоспособности. Мы надеемся, что российские партнеры примут благоприятное для нас решение по поставкам газа на следующий год».

Приблизительная цена на российский газ для Беларуси в следующем году, как сообщалось, должна составить 125 долларов за тысячу кубометров. По крайней мере, такой ориентир обозначил 19 октября замминистра промышленности и энергетики России Иван Матеров перед заседанием Совета министров Союзного государства. «Согласно формуле расчета цены, указанной в контракте, цена газа для Беларуси будет приблизительно 125 долларов. Разброс может составить плюс-минус 10 долларов», — сказал он, подчеркнув, что окончательная стоимость должна быть определена до 1 января 2008 года. Намекая на незыблемость достигнутых прежде договоренностей, как по газовым поставкам, так и по нефтяным, Матеров отметил, что, «поскольку 31 декабря прошлого года был подписан контракт по поставкам газа в Беларусь, вопросы топливно-энергетического комплекса решены в автоматическом режиме. Достигнуты также договоренности по поставкам нефти в Беларусь. Вывозные пошлины и способ их раздела также установлены».

«Газпром» никогда не нарушал своих обязательств по поставкам. После распада СССР появилось много транзитных стран с чересчур развитым самолюбием», — сказал замминистра, сделав оговорку, что «не имеет в виду Беларусь».

Александр Лукашенко, в свою очередь, за пару дне до того, сетовал журналистам российских региональных СМИ, что «дело не в углеводородном сырье, а в равных условиях». «Многие пытаются перенести все отношения между Россией и Беларусью в область углеводородного сырья. Дело не в этом, — сказал он. — Вопрос не в увеличении цен на углеводороды, а в равных условиях. Нам повысили в 2,5 раза цену на газ, на нефть и другое. Если мы в едином экономическом пространстве (а это основа нашего Союзного государства), то все субъекты хозяйственной деятельности находятся в равных условиях. Если цена в России в 2,5 раза ниже, чем в Беларуси, то вы тем самым выталкиваете нас со своего рынка. Мы не конкурентоспособны с нашей продукцией у вас. Чтобы конкурировать, нам приходится здесь выплачивать людям мизерную зарплату, а чтобы затраты были меньше, приходится зимой в холоде работать. Разве это нормальные отношения? Ненормальные».

По словам белорусского лидера, «коль поднимается цена вопреки нашим договоренностям, тогда на услуги, которые мы оказываем России, мы тоже поднимаем цены, чтобы как-то скомпенсировать этот удар. Что тут такого необычного? И за что меня <...> критикует руководство России? У меня стоит вопрос выживания».

Отвечая на вопрос «Времени новостей», как белорусские власти собираются привлекать средства на продолжение модернизации предприятий, вице-премьер Кобяков назвал сегодняшнюю ситуацию с инвестициями «хорошей»: «Сегодня у нас хорошая ситуация, инвестиции в основной капитал достигли более 25% от ВВП. Удельный вес иностранных инвестиций составляет примерно 3,5% от их общего объема. Нам удается находить внутренние источники для развития и модернизации предприятий. Эффективность избранного пути очевидна. Несмотря на подорожание энергоресурсов, ВВП в этом году увеличился на 8,4%. Мы можем привлекать внешние инвестиции, если они действительно выгодны и эффективны. Но проведение приватизации не является самоцелью».

Что касается возможности приватизации предприятий нефтехимического комплекса, то от такой возможности, по словам А.Кобякова, «никто не отказывается». «Если потенциальный инвестор предложит нам действительно хорошие, выгодные предложения, то мы готовы их рассмотреть», — заявил он. Но коль предприятия пока не проданы, значит «действительно хороших, выгодных предложений» не поступило.

«Но я хотел бы напомнить, что более 42% Мозырского нефтеперерабатывающего завода давно принадлежит российскому капиталу», — заметил вице-премьер.

Говоря о показателях внешней торговли, которые сегодня у Беларуси провальные, Кобяков сослался на подорожание энергоносителей, «мы тратим значительные деньги, покупая в России нефть». Но, с другой стороны, заявил он, «мы ее перерабатываем, экспортируем полученные нефтепродукты в Европу и тем самым выравниваем отрицательное сальдо». По словам вице-премьера, «дефицит в торговле с Россией хорошо компенсируется положительным сальдо, которое сложилось со странами Евросоюза. Мы планируем и в дальнейшем компенсировать отрицательное сальдо с Россией за счет торговли с другими странами».

На заседании Совмина 23 октября, напомним, первый вице-премьер Владимир Семашко призвал к принятию «безотлагательных мер» по сокращению внешнеторгового дефицита.

Однако толку не будет, пока не изменится отраслевая структура белорусской экономики, считает замглавы Минэкономики Татьяна Старченко: «Мы все понимаем, что сальдо — это результат должного взаимодействия экспорта и импорта, внутреннего производства и совокупного спроса. Мы не можем в одночасье изменить отраслевую структуру экономики, поэтому основной нашей задачей, конечно, является постепенная структурная перестройка, проведение модернизации производственного потенциала».

По ее оценке, учитывая сегодняшние сокращение разрыва между импортом и экспортом, величина отрицательного сальдо до конца года составит около 2 млрд. долларов.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева