Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
    Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…
  2. Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
    Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами…


Экономика

Глушитель для «Москвича-412» против передовой мысли


В ближайшей перспективе Беларусь планирует выйти на новый уровень экономического роста благодаря инновационной политике, заявил 26 февраля премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на церемонии вручения госнаград.

Фото Pavel Ievlev
Фото Pavel Ievlev

По заверениям руководства Госкомитета по науке и технологиям, в стране наблюдается положительная динамика в развитии национальной системы интеллектуальной собственности как одного из ключевых элементов развития инновационной деятельности. В прошлом году в госрегистре было зарегистрировано 1297 патентов на изобретения (рост к 2008 году на 4%), 965 патентов на полезные модели (+12%), 230 патентов на промышленные образцы (+17%).

Однако на практике ситуация не выглядит безоблачной. Ученых и изобретателей по-прежнему критикуют за то, что их труды не всегда соответствуют требованиям реальной жизни, а промышленность — за пассивность в работе с наукой. Кроме того, труды белорусских ученых и изобретателей слабо продвигаются за рубежом.

Чтобы избежать еще большего отдаления Беларуси от инновационно развитых стран, государство должно изменить условия продажи малым и средним предприятиям частной формы собственности технологий, разработанных за счет бюджета, считают эксперты.

По словам директора Республиканского центра трансфера технологий Александра Успенского, «доход, например, Германии от экспорта лицензий и патентов оценивается в 520 млрд. долларов в год. Если разделить эту сумма на число жителей Германии, то мы получим, что на каждого жителя Германии доход от продажи лицензий патентов составляет 6100 долларов. В США этот показатель составляет 3200 долларов, Японии — 3100 долларов, России — 750 долларов, Беларуси — 30 долларов. Это показывает, как мы распоряжаемся своей интеллектуальной собственностью».

Специалист отмечает, что в США коммерческого успеха достигают примерно 30% технологий, в странах ЕС — 20%, в странах СНГ— около 3%. «Если говорить о Беларуси, то торговать интеллектуальной собственностью мешает, прежде всего, законодательство, которое не стимулирует развитие инновационного предпринимательства».

По словам А.Успенского, в мире существует несколько моделей прав на интеллектуальную собственность, которая разрабатывается за счет средств бюджета. Самая перспективная модель — это когда права на разработанный интеллектуальный продукт принадлежат организации, которая осуществляет разработки. По ней работают США, Япония, Великобритания. Преимущество этой модели в том, что организация, которой принадлежат права на технологию, сама занимается коммерциализацией, так как заинтересована в этом процессе.

Вторая схема — это когда права на разработанный интеллектуальный продукт принадлежат государству. По этой схеме работает Беларусь. «Но в этой модели есть недостатки. Например, в США любое малое частное предприятие может получить технологию, разработанную за счет бюджета, «бесплатно». Если технология не приносит дохода, значит, предприятие ничего не платит. Если она стала приносить доход, предприятие делает определенные отчисления на счет разработчика.

В Беларуси технология, разработанная за счет бюджета, может быть передана бесплатно только госпредприятиям. Частные предприятия или смешанной формы собственности должны за нее платить, причем немало. Примерно столько, сколько денег было затрачено на разработку технологии, а этом может быть и 100 тысяч долларов, и больше. Но освоение новых технологий — это всегда большой риск. Поэтому я не знаю ни одного частного или смешанной формы собственности предприятия, которое бы за огромные деньги купила технологию, разработанную за счет бюджета, не будучи уверенным, что впоследствии затраты себя оправдают».

Однако и многие госпредприятия не проявляют активности в освоении новых технологий, но по другим причинам. «Монополии и крупные предприятия во всем мире попросту не заинтересованы в модернизации. Им и так хорошо. Единственным стимулом для них является конкуренция за рынки сбыта с аналогичными национальными либо зарубежными фирмами».

Как отмечают независимые эксперты, именно из-за этого белорусская промышленность столкнулась в прошлом году с неуправляемым ростом складских запасов. Производя по устаревшим технологиям неконкурентоспособную продукцию, заводам трудно рассчитывать на большой спрос на свои товары.

А между тем отдельные группы товаров лежат на складах по 3-5 лет. Более того, ряд предприятий продолжают выпускать продукцию, которую они производили еще 10 лет назад. Например, глушители для «Москвича-412».

«Новые технологии должны приносить пользу, открывать новые возможности для производства конкурентоспособной продукции, способствовать улучшению качество жизни. Поэтому здесь государство должно делать ставку на малый и средний бизнес, который более инициативен. Необходимо изменить условия продажи бизнесу технологий, разработанных за счет бюджета», — считает Успенский.

Он подчеркивает, что за рубежом крупные компании всегда поддерживают малые и средние инновационные фирмы, которые проводят в интересах крупных фирм перспективные исследования.

«В Южной Корее 99% фирм относятся к малым и средним предприятиям, на которых работает 88% всей рабочей силы. И бизнес получает хорошую финансовую помощь. Например, годовой оборот некоммерческой государственной Корейской корпорация малого и среднего бизнеса — около 8 млрд. долларов. Так вот из них 6 млрд. долларов выделяются непосредственно малым и средним предприятиям на поддержку освоения новых технологий и выпуска перспективной продукции».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 11)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева