Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Минск внес свои предложения по развитию «Восточного партнерства»
    Главы МИД стран ЕС и «Восточного партнерства» обсудили в Брюсселе подготовку к вильнюсскому саммиту...
  2. В Брюсселе Макею испортили аппетит
    «Министр иностранных дел Беларуси приехал в Брюссель на обед, в то время как 12 политзаключенных в его стране не могут нормально питаться...»

Беларусь-ЕС

Минск торгуется с Брюсселем по максимуму

 

На прошлой неделе Беларусь активно обсуждали в Брюсселе. Белорусский вопрос рассматривался и в ходе сессии Парламентской ассамблеи Восточного партнерства («Евронест»), и на заседании Комитета Европарламента по иностранным делам, где в первом чтении рассматривался доклад евродепутата Юстаса Палецкиса о ситуации в Беларуси. Политологи же отмечают, что такие дискуссии вряд ли сильно повлияют в целом на политику ЕС в отношении Беларуси.


«Евронест»: Беларусь без права голоса

На заседание «Евронеста» официальная делегация Беларуси приглашена не была, зато в Брюссель позвали представителей оппозиции. Причем вопрос дальнейшего участия Беларуси в «Евронесте» обсуждался 28 мая на заседании рабочей группы по Беларуси.

Как рассказал БелаПАН сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский, который присутствовал на cессии, формат участия оппозиции в этот раз был более широким, чем раньше, несмотря «на противодействие властей».

Политик напомнил, что в свое время «власти отказались от формата присутствия в «Евронесте» 50 на 50» (то есть чтобы места были разделены поровну между представителями власти и оппозиции. — Т.К.). «В ответ они получили увеличение присутствия белорусской оппозиции. Мы имели возможность участия в различных рабочих группах и на самом заседании парламентской ассамблеи. Пускай еще не в полном формате, без права голоса, но это свидетельствует о том, что Беларусь присутствует в «Евронесте», — сказал Рымашевский.

По его словам, неучастие представителей Беларуси в «Евронесте» было бы большой ошибкой. «Политический режим в стране рано или поздно изменится. Сейчас демократические силы имеют возможность отстаивать интересы Беларуси в организации», — сказал представитель христианских демократов.

На сессии «Евронеста» выступил еврокомиссар по вопросам расширения и добрососедства Штефан Фюле, который подчеркнул: «Беларусь знает, что необходимо сделать для установления нормальных партнерских отношений с Евросоюзом — освободить и реабилитировать политзаключенных».

Он также отметил, что ЕС не перестает искать и пути для развития диалога с властями в Минске в рамках политики критического взаимодействия, а также продолжает делать упор на инициативу «Диалог о модернизации», которую учредил для взаимодействия с гражданским обществом Беларуси.


Доклад Палецкиса разбомбили

Обсуждение же доклада по Беларуси на заседании Комитета ЕП по иностранным делам 30 мая, по словам Юстаса Палецкиса, было горячим и эмоциональным.

Напомним, доклад был подготовлен для Еврокомиссии, Совета ЕС и Службы внешних действий Еврокомиссии по итогам визита Палецкиса в Минск 18-21 марта и вызвал неоднозначную реакцию в Беларуси.

Представители оппозиции и правозащитники возмутились тем, что в документе сказано об улучшении ситуации с правами человека в стране в 2012 году. Палецкис, в свою очередь, утверждал, что такой вывод он сделал на основании информации белорусских правозащитников. Во время онлайн-конференции на сайте белорусской службы «Радио Свобода» 24 мая Палецкис признал: формулировка об «улучшении ситуации с правами человека» в отчете неудачна и будет изменена.

И в ходе обсуждения в комитете также прозвучало много критики по поводу этой формулировки, рассказал Палецкис.

Евродепутат напомнил, что вывод об улучшении ситуации он сделал на основании сведений, опубликованных на правозащитном сайте www.spring96.org, где сообщалось: в 2012 году в Беларуси было зафиксировано в три раза меньше репрессий, арестов, задержаний, обысков, чем в 2011-м. В то же время фраза правозащитников о том, что «атмосфера запуганности снизила активность граждан» в предварительный вариант доклада не попала «из-за необходимости сокращать» текст документа, пояснил Палецкис.

«Самым важным и позитивным в сегодняшнем обсуждении я считаю то, что, пожалуй, впервые за девять лет в Европарламенте прошла дискуссия не как реакция на какие-то плохие новости из Беларуси, а как обсуждение путей решения проблемы, попытка стратегически посмотреть на всю картину целиком», — сказал спецдокладчик.

На заседании комитета Палецкис еще раз обратил внимание на то, что в подготовленном им докладе не говорится о снятии санкций с официальных представителей Беларуси. «В тексте говорится о возможности рассмотрения вопроса о снятии визовых ограничений с одного-двух чиновников, которые могли бы поспособствовать налаживанию диалога между Беларусью и ЕС», — отметил евродепутат.


Саммит в Вильнюсе — не слишком сильный соблазн для Лукашенко

Однако, по мнению экспертов, такое активное обсуждение белорусского вопроса в Брюсселе вовсе не означает, что ситуация в отношениях Беларуси и Евросоюза существенно изменится.

Так, политолог Андрей Федоров отмечает, что, несмотря на снятие санкций ЕС с двух белорусских предприятий — «Аквадив» и «Спорт-пари», делегацию Палаты представителей на сессию «Евронеста» не пригласили, а там звучали довольно жесткие заявления по Беларуси. «Доклад Палецкиса, в котором предлагалось смягчить отношение ЕС к Беларуси, не прошел и будет довольно существенно, судя по всему, переработан», — сказал аналитик в интервью БелаПАН.

В то же время, отмечает эксперт, и Минск не делает никаких заметных движений в сторону Запада. «Основной вопрос — политзаключенные — не решается. Думаю, что пока никаких серьезных предпосылок к существенным изменениям в отношениях нет», — считает Федоров.

По его мнению, официальный Минск не торопится налаживать отношения с Брюсселем, очевидно, в расчете на то, что Москва снова окажет экономическую поддержку. А возможно, Лукашенко уже получил оттуда некие обещания на этот счет. «Наши отношения с Западом обратно пропорциональны отношениям с Россией — чем хуже на Востоке, тем лучше на Западе, и наоборот», — подчеркнул Федоров.

И даже ради приглашения на саммит «Восточного партнерства», который пройдет в Вильнюсе в ноябре, белорусские власти не готовы идти на серьезные уступки.

«В Минске были бы не против получить приглашение на саммит Восточного партнерства, особенно если речь идет о первом лице. Это принесло бы, безусловно, моральное удовлетворение. Но пока ситуация для белорусских властей не столь критична, что если они не получат этого приглашения, то будут очень сильно расстроены. Это будет неприятно, но не более того. Это не слишком серьезная потеря, чтобы ради нее чем-то жертвовать», — сказал Федоров.


Власть хочет взять по максимуму

Политолог Андрей Егоров, руководитель Центра европейской трансформации (Минск), также отмечает, что обсуждение белорусского вопроса в Брюсселе не способно сильно повлиять на политику ЕС в отношении Беларуси.

«Как был, так и остается основной вопрос с наличием политзаключенных, который и препятствует развитию политического диалога», — отметил аналитик в интервью БелаПАН.

При этом Егоров отмечает, что для него не очень понятна ситуация, когда Минск никак не идет навстречу ЕС.

«Сейчас ничто не мешает белорусским властям сделать шаги для улучшения отношений, даже не связанные с политзаключенными, а, например, запустить соглашения о малом приграничном движении (с Литвой и Польшей. — Т.К.), начать переговоры по упрощению визового режима», — сказал собеседник БелаПАН.

По его мнению, даже эти вопросы не решаются потому, что белорусские власти «все еще не готовы отказаться от своей политической установки в отношении событий 19 декабря 2010 года и людей, которые после этих событий находятся в заключении». При этом «уже сейчас понятно, что решение об освобождении политзаключенных не будет вести к потере лица, как любят говорить белорусские власти, потому что продемонстрировано: ситуация в стране полностью находится под их контролем», подчеркнул Егоров.

Он также согласен с тем, что Минск достаточно спокойно относится к вопросу приглашения на саммит в Вильнюс, так как в нынешних условиях не ждет, что там будут решаться судьбоносные для Беларуси вещи.

«Ради приглашения на саммит политзаключенных не освободят, — уверен эксперт. — Если рассуждать в этой циничной логике торга, который ведется белорусскими властями, то торговаться можно только по поводу всего комплекса европейских взаимоотношений».

По мнению Егорова, «белорусские власти выдвигают программу максимум — безусловно верните нам статус отношений на высшем уровне, начните программы сотрудничества, исключите гражданское общество и политическую оппозицию из формата взаимодействия. Такого рода риторика выставляется белорусскими властями с позиции стороны, которая способна контролировать все, что происходит в стране».


Оппозиция не влияет на процесс

При этом оба политолога полагают, что белорусская оппозиция в ее нынешнем состоянии не может существенно влиять на процесс диалога между Брюсселем и Минском.

«Первая задача, которая стоит перед оппозицией, — это диалог внутри самой оппозиции, — говорит Егоров. — Пока не будет договоренности между различными политическими структурами и структурами гражданского общества, они не смогут влиять ни на что. Риторически, конечно, их точка зрения будет учитываться, но, скорее, ситуация будет двигаться к тому, что для гражданского общества и политической оппозиции будет создаваться такое гетто с некоторой формой поддержки и взаимодействия с ЕС».

Егоров подчеркнул: если эти силы будут оставаться в таком раздробленном и аморфном состоянии, то ЕС для решения чисто политических и прагматических вопросов будет двигаться к сотрудничеству с государством при условии соблюдения Минском выставляемых ему условий.

Федоров же подчеркивает, что оппозиция не может играть никакой серьезной роли в налаживании отношений Беларуси и ЕС, потому что не способна влиять на ситуацию у себя дома.

Аналитик также отмечает, что ЕС все время был настроен решать проблемы с Беларусью путем переговоров, поэтому не станет особо прислушиваться и к призывам тех оппонентов власти, которые находятся в политической эмиграции и призывают Евросоюз не снимать санкции и проводить более жесткую политику в отношении Минска.

«Во-первых, у ЕС есть свои интересы, от которых он не готов отказаться. Во-вторых, европейцы не видят особо большого желания что-то изменить у основной массы белорусского населения, — сказал Федоров. — В таких условиях ужесточение санкций только бы способствовало сближению Беларуси с Россией, что ЕС тоже не очень устраивает».

Собеседник подчеркнул, что у ЕС сейчас нет реальных и эффективных рычагов для давления на белорусский режим.

Оценить материал:
Средний балл - 3.85 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Наоборот ЕС предлагает Беларуси коррупционную сделку -- вы отпустите политзеков, а мы ... и следует перечень уступок.
  • Кто такая оппозиция? Это минимасенькая кучка марионеток, которых ,ну никак народ не воспринимает. Серьёзной роли оппозиция играть не дано. Это главная ошибка ЕС.
  • Прочитав статью, я не нашел никаких условий выставленных официальным Минском Брюсселю, чтобы это можно считать торгом.

Интересные Факты

Загрузка ...