Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Слишком много меня


Максим Жбанков
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Недавно позвонил редактор сетевого издания. Встретились, поговорили, сговорились сотрудничать. Сделал первый материал. И на форум тут же пошел возмущенный пост: «И тут Жбанков! У нас, что, других авторов нет?» Сперва сгоряча захотелось симметрично ответить доброму человеку. А потом я понял: дело вовсе не в личной неприязни. Нас всех предельно утомил стабильный список культурных фронтменов. Год от года те же лица, те же повадки, неизменный словарный запас и пара-тройка любимых трюков для благодарных масс. Поле отечественной культуры произрастает не персонами, а автоцитатами, не прорывными событиями, а форматными акциями. Мы, как ни крути, вполне линейны и предсказуемы.

Больше десяти лет довелось работать в рамках проекта «Киноклуб». Трюффо, Фассбиндер и Годар на большом экране, аншлаги в театральном зале ДК профсоюзов, девочки, тестирующие интеллект потенциальных кавалеров фильмами Ромера и Гринуэя, выдавленные восторженной толпой стеклянные двери на ретроспективе Дерека Джармена, восхищенная реплика нашего переводчика-синхрониста: «Макс, это круто! Это как на Rolling Stones!», живой альтернативный звук на программе немецкого немого кино… А дальше? Дальше пусто. Кончился бестолковый перестроечный кинопрокат, кончился век пиратского видео, кончилась вера наших партнеров — дипломатических миссий — в ускоренную европеизацию белорусской публики посредством Висконти и Вендерса. Мы остались — осколки прежней эпохи, мало интересные в ситуации, когда пытливый потребитель легко отроет на той же книжной выставке ВДНХ Феллини, Уорхола, антологию американского нуара, раннего Бастера Китона и Дарио Ардженто с Россом Майером.

Почему выдохся «Киноклуб»? Потому что в этой культурной схеме ему было некуда расти. А еще — потому что мы практически не знали конкуренции. И кто-то наверняка ворчал: «Опять этот «Киноклуб»! А мне жутко не хватало как раз конкурентов. Точнее — других акторов в той же культурной нише. Тогда мы их так и не дождались.

Сейчас что-то похожее происходит с культурным письмом. Новые перья, не успев оформиться в ярких авторов, улетают на Восток, реже на Запад. Это в лучшем случае. В худшем — мигрируют в смежные сферы: реклама, пиар, электронные медиа. Кто-то делает евро-карьеру, кто-то подался в спичрайтеры, кто-то элементарно устал убеждать редактора в общественной значимости сравнительного анализа «Крамбамбули» и «Кальмаров». В самом деле: к чему обойма киноаналитиков в стране победившего «Партизанфильма» с его пятью фильмами в год? Вполне хватит пары двухстраничных пресс-релизов и кучки цветных флаеров. А про все остальное расскажет российский глянец.

Однако эта формула лжет. Русские расскажут нам про свое и по-своему. Евролюди — тем более. Когда ты пишешь сам и здесь — это не просто способ заработать. Это форма самоопределения, способ остаться собой под перекрестным огнем внешних медиа-ресурсов. И поделиться своим опытом с собратьями по культурной зоне. Поэтому стоит озвучивать пространство. Даже если выходит, что кроме тебя этим заняться некому.

Заниматься аномалиями родной культуры — дело занимательное, но неблагодарное. Она решительно некомфортна. Ее скверно знают. Ее бестолково продвигают. Она лоскутно-мозаична и упорно не желает складываться в цельную картинку. Она не проста в употреблении — даже в своих самых дурацких десантно-песенных формах. С ней трудно обывателю, который ждет Бритни Спирс, а получает социальную рекламу. И не менее трудно аналитику, который обязан объяснять, как такое возможно. С «нашими» нам неудобно. Вот с Мэрилином Мэнсоном или Андреем Бартеневым не в пример легче.

Культурный пласт актуальных райтеров с привязкой на отечественный материал стремительно размывается. И это бьет по качеству текстов.

Вспомните, когда в последний раз вас всерьез зацепил яркий авторский материал — не темой, не логикой, а именно личным драйвом и энергетикой письма? Сразу и не скажешь… С именами — тот же случай. Одно. Ну два. Ладно, три. Татьяна. Андрей. Сергей. Все на пресс-сцене не первый год. Такие дела: это не нас много. Это других мало.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции.
Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • объективно говоря, вы один из лучших колумнистов в стране и всегда очень выгодно выделяетесь в обсуждениях, например, журнала "пartизан" - тем что оперируете проработанным международным контекстом, а не приватно-галлюцинозным не знаю, насколько еще долго и эффективно можно критиковать местное неизбежное несовершенство - ведь с ним не справились ни европейцы с висконти, ни даже русские с их глянцем :) но ситауция, когда лучшие сыны и дочери страны идут служить сопредельным культурам - все же одно из симптоматических проявлений глобализации, проект которой в беларуси все время проваливается в этом смысле может быть полезным стать автором этих самых внешних медиа, например влиять не изнутри, а из того же русского глянца или колумнистики - так сказать соединить боевые силы?
  • Пару лет назад, перелистывая книгу "Эразм Роттердамский. Философские произведения", в середине, там где как приложение была спрятана работа Мартина Лютера "О рабстве воли", нашел программку "Элитарного кино" "Франсуа Трюффо История любви". Хорошо помню "Украденные поцелуи", выступление Толстого перед фильмом, его роскошный русский язык. И толпу на Дерека Джермена, что выдавила стекло в вестибюле. Теперь, когда на Октябрьской вижу диск Бэньюэля, чувствую себя героиней анекдота: "Девушка, вы на самом деле не пьете и не курите?" "Не могу больше". Но никто из нас не забудет первый раз. Это осталось где-то под кожей, впиталось в кровь.
  • А кто такие Татьяна, Андрей, Сергей???
  • Ну, что в Беларуси других мало - не Ваша беда. А насчет много, так ведь и в условиях перенасыщенного рынка всегда кто-то или что-то занимает ведущие позиции. Так что считайте, что Вы просто номер один :) А то, что все остальные номера просто слились в общую неразделимую массу серого цвета - up to them. Кому нравится, пусть их читают. Хоть, наверно, не Бог весть какая радость сверкать на таком фоне, но все лучше, чем с ними сливаться.