Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Егор Куновский. ШОУ-БИЗ. Черепица и бетон

 

Егор Куновский. Почти десяток лет назад был одним из создателей группы Dreamlin. Потом довольно быстро оказалось, что продвигать, рекламировать и организовывать у него получается чуть лучше, чем писать музыку. Группа Dreamlin с тех пор никуда не делась, а Егор успел приложить руку к известности и работе еще нескольких групп, лейблов, клубов, журналов и магазинов. Последнее время занимается, в основном, продвижением и рекламой очень разных бизнесов, услуг и культурных явлений, а совсем не тем, чем мог бы, не будь той самой группы Dreamlin.

Проблема белорусского шоу-бизнеса (да и шоу-бизнеса большей части стран на территории бывшего Советского Союза, кроме, разве что, Москвы) не в том, что его нет, и не в том, что он в обозримом будущем не появится. Если бы оно было так — все могли бы давно расслабиться и не пытаться оживить то, что на жизнь не рассчитано.

Проблема белорусского бизнеса в том, что, условно говоря, вот мы решили дом построить, а из стройматериалов у нас есть только черепица и бетон. Моя метафора, скорее всего, пока непонятна, но давайте возьмем какого-нибудь яркого представителя мирового шоу-биза и попытаемся понять, почему он (или она) смогли добраться до наших ушей. Ну что, начнем с Мадонны? Большинство слушателей знает только Луизу Чиконе, которая поет какие-то слова в микрофон. Вот вам та самая черепица, которую в построенном уже доме видно хоть со спутника. Тот, кто хоть раз видел шоу Мадонны или время от времени читает какие-то новости о знаменитостях, будет знать, что кроме самой Луизы над альбомами и шоу работали еще десятки и сотни музыкантов, продюсеров, хореографов, осветителей, звукорежиссеров и дизайнеров. Вот вам конструкция крыши, надо же на что-то черепицу положить. Когда мы смотрим на наш дом сверху и видим ту самую черепицу, здравый смысл подсказывает, что под черепицей есть хотя бы балки крыши и фундамент где-то внизу. А вот чтобы понять, сколько между крышей и фундаментом этажей, нужно уже сбоку на дом посмотреть. Ну, или изнутри.

Когда вдаешься в подробности, оказывается что кроме людей, которые непосредственно участвуют в создании шоу, есть еще просто огромная армия, которая занимается уже не такими очевидными вещами. Есть люди, которые продают билеты до концерта и майки после, есть люди, которые занимаются тем, чтобы информация о концерте добралась до каждого, кто захочет на концерт пойти, а диски с новым альбомом добрались действительно до каждого магазина, легли там на правильную полку и не закончились в самый неподходящий момент. Есть десятки залов, где такой концерт может состояться, и эти залы не простаивают в те дни, когда Мадонна там не играет. Есть люди, которые производят, ремонтируют и продают очень разные музыкальные инструменты. Есть десятки изданий и сотни журналистов, которые расскажут о каждом чихе знаменитости. Есть юристы и бухгалтеры, которые проследят за тем, чтобы каждый проданный диск и билет не был подделкой, был посчитан и учтен.

А учитывать, контролировать, давать разрешения и собирать деньги нужно не только с билетов и дисков — подписание каких-то договоров и движение каких-то денег стоит за каждой песней в ротации на каждой радиостанции, за каждым показанным по ТВ клипом, за каждым использованием музыки в рекламе, кино, на ТВ, да и просто в качестве фона в магазинах и кафе. Учету и контролю подлежит и каждое исполнение песни вне зависимости от того, кто ее исполняет, и каждый ремикс и сэмпл. Если на диске Fatboy Slim появился голос со старой хип-хоп пластинки, то автор оригинальной записи обязательно получит за это какие-то деньги.

Кстати, для того, чтобы существовали звезды первой величины, нужно еще и наличие не такой популярной музыки. Не только потому, что если бы не было группы «Краски», то Мадонну не с чем было бы сравнивать. А еще и потому, что все эти звуковые «фишки» и свежие музыкальные ходы, без которых никак не обойдется ни один из альбомов Мадонны или Бритни Спирс, вся эта музыкальная радость тем крутым продюсером, что работает над альбомом, не придумана, а собрана из десятков и сотен находок десятков и сотен менее известных музыкантов, которые, скорее всего, не поп-музыкой занимаются, а какой-нибудь электронной заумью. И вся эта другая музыка живет по совсем другим законам. Давно среднестатистический житель Беларуси держал в руках виниловую пластинку? А очень много музыки выходит только на виниле. И продается только через посылторг, например.

Каждый участник процесса должен любить свою работу, делать ее действительно эффективно и работать не только на голом энтузиазме. Только когда вся эта многоэтажная пирамида работает, и ее части крепко держатся друг за друга, возможно превращение всего этого шоу в бизнес. Я не говорю, что у нас тут все плохо и просветов не предвидится. Еще несколько лет назад никому бы и в голову не пришло, что можно действительно заплатить деньги музыканту, когда используешь его музыку в рекламе, а желающий купить что-нибудь редкое был вынужден долго решать вопрос, как перевести деньги продавцу, а потом мог ждать посылки с диском и 2, и 3 месяца. Еще считанные месяцы назад и представить себе было нельзя, что в Минске могут играть Tiesto или N.R.M. И я очень надеюсь, что завтра, когда я решу послать несколько посылок наложенным платежом, мне можно будет прийти на почту с бланком, который я распечатал дома, а не тратить по полчаса на каждую посылку, заполняя эти бланки от руки прямо на почте.

На самом деле, каждая из ключевых ролей на местном рынке уже присутствует, только вот в Минске обычно есть один подходящий клуб, один промоутер именно такой музыки, один дизайнер в таком стиле, один PR-менеджер, один фотограф, один звукорежиссер и один лейбл. Не хватает только выбора и конкуренции. Хотя бы потому, что с этим самым одним промоутером сейчас можно не сойтись характерами и все — никакой карьеры не будет.

Возвращаясь к строительству нашего дома, могу сказать, что дело совсем не в том, что исполнитель А пишет скучные песни, исполнитель Б никак не вписывается в 75%, исполнителю В негде играть в Минске, музыка исполнителя Д совсем не подходит для того, чтобы ее играть на корпоративах, а музыкант З пока не нашел себе крутой британский лейбл. Просто чтобы завтра подвезли кирпичи, а послезавтра оконные рамы, нужно еще много сделать в областях, которые к шоу-бизнесу не имеют, казалось бы, прямого отношения. Буквально каждому нужно поднапрячься и сделать свое дело чуть качественней, чуть проще и чуть прозрачней.

Если группа, которая образуется завтра, без проблем найдет людей, которые возьмут на себя все кроме самой музыки, буквально все, от крутых фотографий до консультаций по авторским правам и организации концертов, и если группа сможет заниматься только музыкой, а остальные только своим делом, то тогда и можно будет говорить о шоу-бизнесе. А пока у нас есть только шоу, причем за чьи-то чужие деньги. И не важно, речь идет о западных грантах, поддержке государства, поющих женах бизнесменов или песен на корпоративных пьянках. Пока — кто платит, тот и заказывает музыку по вкусу. А бизнес — это все-таки тогда, когда все участники процесса что-то зарабатывают. Пусть даже репутацию, опыт и на пиво.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 2)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева