Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Зачем Китаю Беларусь

 

Стась Ивашкевич

Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО.

Визит Александра Лукашенко в Пекин многие оценили как очередной «венесуэльский триумф», в результате которого нынешний руководитель Беларуси заполучил нового спонсора, готового финансировать «рыночный социализм» под залог политических поцелуев. При этом почти не упоминается факт, который показывает это сотрудничество в несколько ином свете. На самом деле Беларусь никаких особенных льгот на китайские инвестиции не получала. Программа льготных инвестиционных кредитов КНР открыта практически для всех желающих уже не первый год. То, что интерес к ней далеко не повсеместен, — не без причины.

В последнее десятилетие Поднебесная стремительно повышает свою заграничную покупательскую активность. К 2008 году китайские инвестиции в другие страны выросли по сравнению с уровнем 2004 года в 10 раз — до 55 миллиардов долларов США. Ожидается, что к 2012 году Китай будет инвестировать за границу по 130 миллиардов долларов в год. Причем подавляющее большинство средств исходит из госбюджета КНР.

Для того, чтобы представить динамику белорусско-китайского сотрудничества в обозримом будущем, важно понимать суть экономической экспансии Пекина.

 

Болезнь переходного возраста

Дело в том, что рост китайских заграничных инвестиций вызван не силой, а структурной слабостью экономики КНР. Китайская экспортная модель неуклонно приближается к кризису, через который прошли в своё время другие южноазиатские «тигры», в своё время также начинавшие экономический рывок благодаря превращению в дешевый сборочный цех для западных рынков.

Стоимость производства в Китае неуклонно возрастает, заставляя международные корпорации всё чаще бросать задумчивые взгляды в сторону Вьетнама и других малоразвитых стран индокитайского полуострова. Правда, доля высокотехнологичной продукции в китайской продукции увеличивается, но до уровня Японии или даже Кореи пока недотягивает.

На сегодняшний день всё бОльшая доля китайского экспорта сохраняет свою конкурентоспособность лишь благодаря заниженному курсу национальной валюты, которую искусственно поддерживает на этом уровне национальный банк страны.

Долгосрочная перспектива развития экономики Китая подразумевает переход к высокотехнологической промышленности и поддержанию существующей индустрии за счёт развития внутреннего рынка.

Драконьи яйца

Для стимулирования этих процессов ЦК Компартии КНР ещё в 1997 году принял национальную программу «Go Global». Эта стратегия, направленная на использование иностранного промышленного потенциала, преследует три основные цели.

Во-первых, получить контроль над добычей сырья, которого в самом Китае не хватает.

Во-вторых, стимулировать собственный экспорт, причем в тех отраслях, в которых Китай имеет сравнительное преимущество.

И наконец — получить доступ к более продвинутым технологиям производства и менеджмента, чем те, которыми Китай располагает на сегодняшний день.

При этом государственное финансирование Пекином проектов по всем трём направлениям имеет крайне жесткие рамки. Среди основных требований к проектам:

«Фирмами-исполнителями (экспортерами) должны быть китайские компании. Оборудование, материалы, технологии и услуги, необходимые для реализации проекта, должны в приоритетном порядке закупаться в Китае. Не менее 50 процентов оборудования должно быть из Китая».

При экспортных и экспортно-покупательских кредитах Эксимбанка КНР условия еще жёстче.

Таким образом, большая часть китайских инвестиционных кредитов почти сразу же в Китай и возвращается. Cписок же самих проектов ограничен пунктами, предусмотренными в «Go Global». Это, к примеру, делает маловероятным интерес китайских инвесторов к белорусским НПЗ, равно как и к большинству других флагманов нашей промышленности.

В любом случае, вхождение китайского капитала в индустрию вовсе необязательно сопровождается модернизацией производства. А зачастую происходит даже наоборот. Как говорилось выше, КНР и сам испытывает в этом нужду. Ярким примером послужило приобретение китайскими инвесторами австралийского гиганта электроники TCL Thompson, завершившееся его крахом.

Наиболее интересным для китайского бизнеса является эксплуатация потребительского бума в Беларуси, который Минск сейчас искусственно создаёт путём увеличения зарплат и снижения процентных ставок. Другими словами – строительство торговых центров или гостиничных комплексов.

Таким образом, для тех, кто лелеет надежды на то, что Минск нашёл себе нового донора, есть, как говорится, две новости: хорошая и плохая.

Хорошая — в том, что процессы эти имеют мало общего с политикой и давление Кремля мало чем может предотвратить развитие сотрудничества.

Плохая — в том, что это сотрудничество серьезно ограничено рамками стратегии «Go Global». Существующие проекты предоставляют Минску краткосрочные и ограниченные денежные вливания. В среднесрочной перспективе реализация проектов в рамках такой программы приведёт к ухудшению торгового баланса Беларуси при негативном эффекте для модернизации.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.54 (всего оценок: 47)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • В перенаселённом Китае есть много земли вообще непригодной для проживания.А в Синеокой благодать! И никто не станет их здесь ограничивать одним ребёнком в семье.Приезжать в Синеокою они станут маленькими группами- по пять миллионов ! :-) А с таким количеством китайцев нас не только в Евросоюз,но и из СНГ то выгонят ! :-)