Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Уго Чавес побывал в заповеднике социализма

Чавес и Лукашенко. Фото AFP 

Венесуэльскому лидеру в Беларуси очень понравилось. В телерепортажах с его лица улыбка не сходила — было ли это на официальных переговорах, либо во время "боя" наших с фашистами на "Линии Сталина". На просторах синеокой Уго Чавес наверняка чувствовал себя почти как дома. Правда, в Минске нет ни одного памятника Симону Боливару, и день его рождения у нас не отмечают как государственный праздник, но дух социализма, не сдавшегося под напором мирового империализма, в нашей стране присутствует практически в неограниченных количествах.

К тому же в лице Александра Лукашенко президент Венесуэлы нашел не только нового соратника, но еще друга и брата. Именно так Уго Чавес к Лукашенко и обращался — друг и брат. И это не проявление фамильярности, более свойственной белорусскому лидеру, а убежденность пламенного борца за идеи равенства и многополярность современного мира.

Об этом Чавес и Лукашенко говорили много, так как обе страны стоят на тех позициях, что бесцеремонность Соединенных Штатов и их стремление диктовать свою волю всему миру — это крайне неправильно.

"Некоторые историки определяют XX век как век Америки, пытаясь стереть часть истории. Но XX век не был веком Америки, это был век великих революций. Его последние годы также стали временем испытаний и "землетрясений" на политической арене, — сказал в Минске Уго Чавес. — Распался Советский Союз, и Америка попыталась сомкнуть страшные челюсти гегемонизма и империализма над Беларусью и Венесуэлой, провозглашая окончательную победу капитализма, свободного рынка, объявляя о смерти социализма и суверенитета народов. Но суверенитет, социализм никогда не умрут".

За справедливое мироустройство без диктата и ультиматумов извне выступает и Беларусь. "Каждое государство вправе идти тем курсом, выбор которого сделал его народ", — заявил Александр Лукашенко, отметивший при этом, что сегодня стремительно расширяется круг стран, противостоящих диктату силы. "И это естественное желание уйти от однополярной модели мира к сообществу равноправных партнеров становится неодолимым консолидирующим фактором", — считает президент Беларуси.

В белорусско-венесуэльском варианте эта тенденция вылилась в заключение стратегического альянса. Его политические перспективы пока довольно туманны — все-таки для стран столь отдаленных географически совместное решение больших геополитических вопросов кажется крайне непростой задачей. И к тому же Беларусь в группе латиноамериканских стран, из которых Уго Чавес хочет сделать антиамериканское ядро на континенте, будет выглядеть просто нелепо.

При ближайшем рассмотрении, если отбросить всю политическую шелуху и двухсторонний пиар, на повестке дня остается чистая экономика. На сегодняшний день торгово-экономические отношения Беларуси и Венесуэлы — нехоженый лес. Товарооборот в прошлом году лишь чуть-чуть перевалил за скромные 15 млн. долларов, а за первые четыре месяца года нынешнего и вовсе составил всего 6 тысяч долларов — это белорусы купили у венесуэльцев несколько запчастей и немного фруктов.

Фактически торговать страны начинают с чистого листа, так как и договорно-правовой базы пока не существует. Решать эту проблему будет совместная комиссия, которую с белорусской стороны возглавит госсекретарь Совбеза Виктор Шейман. И если просьба Уго Чавеса к Беларуси помочь Венесуэле сделать технологический скачок не разойдется с делом, то экономический эффект для Беларуси обещает быть весьма внушительным.

Венесуэла — страна богатая, хотя социалистический принцип распределения доходов "для всех и каждого", с которым Чавес шел к власти, работает как-то странно, и значительная часть населения живет в бедности. Но при этом решительно поддерживает своего лидера, которому вскоре предстоит очередная битва за президентское кресло.

Большие доходы от продажи нефти позволяют Чавесу подпитывать у населения мнение о себе как о борце за интересы простого народа. Безусловно, многие ходы Чавеса в этом направлении — чистый популизм, как, к примеру, импорт в венесуэльскую глубинку большой группы кубинских врачей. Но Беларусь на этом популизме может неплохо заработать.

В Венесуэле так же, как и в Беларуси, сельское хозяйство дотируется государством, которое приняло новую масштабную программу помощи труженикам земли. Очень кстати будут белорусские тракторы, сеялки, косилки и комбайны. Готова Венесуэла закупать большими партиями и белорусские калийные удобрения, а также большой ряд наименований продукции мясо-молочной отрасли и спецоборудование для этой отрасли.

Перспективных направлений для экономического сотрудничества Беларуси и Венесуэлы было озвучено немало. Кроме упомянутых выше, это, в первую очередь, проекты в нефтяной сфере (добычу "черного золота" Венесуэла планирует в ближайшую пятилетку значительно нарастить). Венесуэлу интересует белорусское оборудование для нефтедобычи и участие в совместных нефтеразработках, а также помощь Беларуси по переводу части автопарка Венесуэлы на газ.

Наверняка Венесуэлу заинтересовало и белорусское оружие. В заключительный день визита Уго Чавес посетил спецвыставку вооружений в Военной академии, где ему подарили прибор обнаружения оптических систем наблюдения и показали фактически всё, чем сегодня может гордиться белорусская армия.

Но в Минске кошелек раскрывать Уго Чавес, похоже, не стал. Тем более что припасенный там миллиард долларов наследник славы Симона Боливара уже обещал России, куда он и направился из Минска.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева