Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
    В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту…
  2. ЦИК призвал оппозицию поактивнее готовиться к президентским выборам
    Действующая белорусская власть активно работают над подготовкой к выборам, чего не скажешь об оппозиции...


Политика

Запад — Россия — Беларусь: маневры под газом

 

Встреча 18 октября в Москве спикера Палаты представителей Владимира Коноплева и председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдена снова оживила тему возможного скорого визита последнего в Минск и вообще диалога между Беларусью и Европой.

По сообщению Первого канала, они беседовали о путях налаживания конструктивного диалога между белорусским парламентом и ПАСЕ. А встретиться ван дер Линдену, который принимает в российской столице участие в форуме Совета Европы "За будущее демократии", с Коноплевым предложил спикер Госдумы Борис Грызлов — чтобы обсудить "вопросы развития отношений Совета Европы с Беларусью".

На следующий день, 19 октября, пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Попов заявил, что вопрос о визите ван дер Линдена в Беларуси с повестки дня не снимается.

1 сентября появилась информация со ссылкой на самого ван дер Линдена, что он намерен этой осенью, после октябрьской сессии ПАСЕ, посетить Беларусь и встретиться с президентом Александром Лукашенко, а также представителями оппозиции. Впрочем, конкретная подготовка этого визита еще не велась. Возможно, речь об этом шла во время беседы ван дер Линдена с Владимиром Коноплевым.

Рене ван дер Линден не раз заявлял, что он против изоляции Беларуси, но его визит сюда возможен лишь при соблюдении определенных условий: например, должно последовать официальное приглашение посетить Беларусь от председателя Палаты представителей. Возможно, оно как раз было в Москве озвучено.

"Можно долго комментировать парламентские выборы. Мы знаем такие парламенты, депутаты которых были избраны своеобразным способом. Но нам необходимо работать именно в этой реальности. И делать это не потому, что мы согласны с подобной избирательной практикой, а потому, что мы обязаны постоянно говорить о том, что выборы должны быть свободными и справедливыми", — говорил ван дер Линден о перспективах сотрудничества с белорусским парламентом.

Это можно считать ответом для той части оппозиции, которая считает, что приезд главы ПАСЕ — это легитимация Лукашенко и парламента, который, мол, по сути является отделом Администрации президента. Есть у оппозиционеров и опасения, что контакты ПАСЕ с Минском результата не принесут: они просто могут быть использованы последним в пропагандистских целях.

Мол, чтобы убедить народ, что никакой изоляции Беларуси нет. Кроме того, потепление или имитация потепления отношений Минска и Запада может стать рычагом давления на Москву в газовом споре.

Впрочем, обращает на себя внимание то, что встречу Коноплева и ван дер Линдена устроила как раз таки Москва. Возможно, российское руководство исполняет таким образом свое обещание помочь Европе в демократизации Беларуси. Или вновь же имитирует процесс. Точно так же можно расценить и озвученное Россией намерение поднять цену для нашей страны на свой газ. Кстати, именно это могло подтолкнуть Европу искать с Минском какие-то компромиссы и, по большому счету, свернуть оказываемое на него давление. Вдруг под угрозой высоких цен Лукашенко инкорпорируется в состав России? Солидарность, так сказать… Тем более что воспитательная европейская тактика прошлых лет в отношении белорусских властей эффекта никакого.

Многое в этих политических маневрах и Запада, и Москвы, и белорусского руководства прояснится после завершения газовых переговоров. Скорее всего, сохранится статус-кво.

Что касается белорусской оппозиции, то для возвращения в реальную политику ей бы стоило включиться в эти процессы. И у некоторых демократов такое желание есть.

Вот что заявил на днях в интервью агентству "Маркетинг и консалтинг" заместитель председателя БСДП Владимир Нистюк: "Важно разработать первые возможные шаги сторон навстречу друг другу, но при этом исключить условия, абсолютно неприемлемые для руководства Беларуси. Например:

- белорусская власть вносит пусть даже единичные изменения в избирательное законодательство, не чинит препятствий конкретным представителям демократических сил на предстоящих местных выборах при безусловном соблюдении ими белорусских законов в обмен на возвращение Палате представителей в ПАСЕ статуса специально приглашенного;

- Евросоюз откладывает на год-два решение о лишении Беларуси торговых преференций, против которого, в частности, голосовали Литва, Польша и другие страны. Минск идет на смягчение приговора А.Козулину (срок 5,5 лет заключения), возможно — на его освобождение, облегчает условия для деятельности оппозиции;

- А.Лукашенко возвращает оппозиционные газеты для распространения их через госмонопольную систему продажи в киосках "Белсоюзпечати" и для подписки через "Белпочту", а европейские институты отказываются от новых программ по расширению радио- и телевещания на Беларусь, сохраняя при этом уже действующие;

- Беларусь вносит изменения в законодательство, регулирующее проведение массовых мероприятий, в сторону его смягчения, отменяет некоторые нормы Уголовного и Административного кодексов. Европа приступает к процедуре приема Республики Беларусь в Совет Европы, возвращается к замороженному соглашению о сотрудничестве Беларуси с Евросоюзом, одобряет один-два важных инвестиционных проекта"
.

По мнению политика, "переговоры по перечисленным выше позициям необходимо вести не с радикальными оппозиционерами, а с властью и конструктивной оппозицией. Видится возможным наладить диалог в соответствии с нашими рекомендациями с некоторыми депутатами Палаты представителей. Там есть люди, которые способны воспринять демократический импульс из Европы и в какой-то степени передать его в общество. Подобных мягких встречных шагов можно предложить и разработать большое количество в различных областях — экономической, коммуникационной, гуманитарной и иных.

Они не потребуют от Беларуси коренной смены курса президента, но смогут серьезно поднять его авторитет как политика гибкого, дать ему возможность для маневра. Для Европы это означало бы стратегический выигрыш на перспективу: реальное объединение континента, сближение Минска с Брюсселем, а не только с Москвой или Вашингтоном.

Хотелось бы, чтобы европейские институты не повторили ранее допущенной ошибки и для доработки пошаговой стратегии привлекли экспертов не только из традиционной радикальной белорусской оппозиции, но и от конструктивных сил. Невозможно объяснить, почему на все научно-практические и иные мероприятия в Европу приглашаются в основном только А.Милинкевич и ограниченный круг партийных лидеров. Такая картина недавно наблюдалась во время проведения "круглого стола" по Беларуси в ходе сессии ПА ОБСЕ в Брюсселе, на конференции ПА ОБСЕ. Почему игнорируется мнение белорусских социал-демократов? В нашем парламенте тоже есть здоровые силы, но с ними Запад разговора не ведет. Чем в таком случае евроинституты отличаются от Минска, если каждый выбирает удобного для себя собеседника?"

К слову, здесь Владимир Нистюк хочет убить сразу трех зайцев: и Москве презентоваться как третья сила, и Западу показаться как действенная альтернатива, и властям приглянуться как конструктивная оппозиция. Первые плоды могут быть получены уже на местных выборах.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева