Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Даст ли Лукашенко отмашку печатать пустые деньги под выборы?
    Чтобы умаслить электорат, сейчас нет ресурса: ВВП не растет, Москва зажалась…
  2. Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
    В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту…


Политика

День воли проверит нервную систему власти


90 лет провозглашения БНРПоследние массовые уличные акции оппозиции — Европейский и Социальный марши — проходили на фоне попыток официального Минска продемонстрировать Европе стремление к сближению. Сигнализировали до примитивности просто — против ходивших по улицам Минска оппонентов власти элементарно не стали выставлять спецназ, ограничившись пытавшимися поддерживать порядок сотрудниками ГАИ.

Конечно, никакой либерализацией тогда и не пахло, ведь и до, и после акций изолятор на Окрестина исправно пополнялся представителями демократической общественности. Давая вольницу оппозиционерам, власть делала ставку исключительно на телекартинку — вот, мол, смотри, Европа, как в самом твоем центре люди выражают протест, и никто их дубинкой за это по спине не бьет.

Но с тех пор ситуация несколько изменилась. Во-первых, Россия после длительного зомбирования угрозами о переходе на рыночные отношения вновь стала применять к Беларуси дотационный режим. Во-вторых, Минск и Брюссель, сделав навстречу друг другу несколько шагов, опять уперлись в стену. Усугубляет ситуацию и конфликт с США, который официальный Минск с маниакальной настойчивостью пытается раздуть тем больше, чем больше Вашингтон старается сгладить острые углы.

Понятно, что такие условия не способствуют тому, чтобы белорусские власти выполняли кулуарно достигнутые договоренности о снижении давления на гражданское общество. Да и элементарного терпения у властей не хватает, что продемонстрировали акции протеста индивидуальных предпринимателей. Раз вышли, два, а на третий на площадь выставили спецназ во всеоружии.

Впрочем, ипэшники выходили протестовать с конкретными экономическими требованиями, и лишь проявившая солидарность оппозиция подмешала в них политический контекст. Акции же вроде Дня воли основаны на более тонких материях — национальное самосознание, независимость, демократия, права человека. Оперировать этими понятиями гораздо сложнее, чем суммами налогов, убытков и прибыли.

К тому же и власть, не раз обвиненная в закостенелости идеологических методов, показала способность к эволюционированию. Если в прошлом году в противовес оппозиционному Дню воли были организованы попсовые концерты для молодежи под нехитрыми лозунгами «За независимую Беларусь!», то нынче власть сыграла тоньше. Оппозицию попытались лишить монопольного права называть 90-летие провозглашения Белорусской Народной Республики знаменательной датой в истории страны.

Конечно, предложение демсил прожить нынешний год под эгидой 90-летия БНР власть проигнорировала и переписывать учебники истории не стала, но саму тему активно муссировала в государственной прессе и на телевидение, не отрицая, по большому счету, на этот раз историческую значимость события.

Еще в конце прошлого года лидеры Объединенных демсил говорили, что осенние акции оппозиции были пробой мобилизационного потенциала. Впрочем, в те дни «проба» была подвергнута критике, а сами акции назывались очередным свидетельством кризиса уличной демократии — европейские идеи не нашли большой поддержки у населения, а социальная тема, подогретая отменой льгот, демсилами была отработана явно неэффективно и с запозданием.

Впрочем, День воли в нынешнем контексте не претендует на протестный характер. Скорее, это акция солидарности. И в первую очередь, солидарности внутри оппозиционных же рядов. Ведь очевидно, что создавшееся у читателей независимых СМИ впечатление, будто юбилей БНР празднует вся страна — обманчиво, рядовые граждане спешить встать под бело-красно-белые флаги по традиции не будут, и основу акции составят активисты демсил. А демократический фронт сегодня опять далек от единства, и достигнуть его на фоне стремительно приближающейся избирательной кампании будет все сложнее.

Поведение же властей сегодняшним вечером фактически целиком зависит от актуальных для нее геополитических приоритетов. Если оставить за скобками автоматически срабатывающий накануне уличных акций механизм профилактики — превентивные задержания и скорые суды, неожиданные вызовы в военкоматпроверки на дорогах и т.д., то нервная реакция властей в ходе самой акции грозит официальному Минску уничтожением всего прогресса, достигнутого с Западом в последнее время, так как очевидно, что за сегодняшними событиями в Минске Европа и США будут наблюдать с особым вниманием.

Предпосылки к тому, что День воли-2008 закончится «шмоном» и «хапуном» есть. Независимые СМИ растиражировали цитату замначальника минской милиции Александра Найденко, который пообещал заявителям акции, что все они окажутся на Окрестина, если пойдут своим маршрутом, а не на Бангалор, куда отправил их Мингорисполком. После такого предупреждения заявители, кстати, написали заявление о сложении с себя полномочий организаторов.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева