Другие материалы рубрики «Политика»

  1. День Воли-2015. Вместо оппозиции креативят власти
    Состояние белорусской оппозиции таково, что провести эффективную уличную акцию ей не по плечу даже при отсутствии противодействия со стороны властей…
  2. Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
    Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…


Политика

У оппозиции появился шанс усилить свою роль на внутреннем поле


Характерный треугольник отношений между Брюсселем, Минском и белорусской оппозицией долгие годы оставался нерушимым. Евросоюз предпочитал сотрудничать с оппозиционными партиями и движениями, власти, в свою очередь, «не замечали» своих оппонентов. С недавних пор отношения с оппозицией, похоже, утратили прежнюю значимость и для евроструктур.

С тех пор как страны Евросоюза приняли коллегиальное решение попытаться нормализовать отношения с белорусскими властями, парадигма отношений и контактов внутри треугольника изменилась.



Для объединенной Европы, поставившей во главу угла соблюдение тех ценностей, которые она разделяет, конечно, было непросто отодвинуть в сторону 12 рекомендаций и пойти навстречу белорусскому руководству, частично приостановив визовые санкции. Особенно после парламентских выборов, которые не были демократическими, а лишь имели отдельные улучшения.

Однако изменения геополитической ситуации в регионе показали Евросоюзу, что нельзя терять время, нужно искать эффективные методы воздействия на ситуацию в Беларуси. Брюссель начал осторожный диалог с официальными властями: в октябре министры иностранных дел ЕС восстановили уровень контактов, который до того был не выше замминистра, и положили начало развитию технического сотрудничества.

При этом часть политиков в странах ЕС уверены: это сближение поспешно. И, напротив, не уверены, что белорусское руководство действительно готово стать на путь демократических реформ, ослабить контроль над СМИ и неправительственными организациями.

Вызывает сомнения и новая стратегия Брюсселя для диалога: она кроется в… отсутствии стратегии. ЕС хочет оставаться гибким, чтобы подстраиваться и реагировать на изменения ситуации в Беларуси.

В положении, когда выбор невелик, оказались и белорусские власти. К диалогу с Евросоюзом вынуждают мировой финансовый кризис и потребность ослабить зависимость от Москвы. Между тем Минску даже не пришлось особо менять риторику: официальные структуры долгие годы твердили о доброй воле к сближению с ЕС в вопросах взаимного интереса и на основе взаимного уважения. Только конкретных шагов не предпринимали.

С другой стороны, именно конкретных действий Запад ждет сегодня от Минска. Из 12 рекомендаций были выделены пять приоритетных. До апреля объединенная Европа ожидает, что этот шорт-лист будет выполнен и в стране улучшится общая ситуация в области демократии.

Причем на кону для белорусских властей не только отмена или приостановка визовых санкций, но и участие в Европейской политике добрососедства и ее новой программе Восточного партнерства. Не говоря уже о том, что на заключения ЕС о ситуации в Беларуси в своих отношениях со страной ориентируются многие международные структуры, например, НАТО.

Демократические силы и оппозиционные движения номинально присутствуют в трехстороннем диалоге в качестве консультанта, но теперь стороны — Минск и Брюссель — пытаются договариваться без посредников. Оппозиция понимает, что сброшена со счетов.

Демократические силы не раз критиковали непрозрачность переговоров, отмечали отсутствие у ЕС конкретных требований к белорусским властям. По мнению лидеров оппозиции, белорусское общество вряд ли может сказать, что такие контакты в его интересах, потому что не знает, в чем их суть.

Но звучит критика и в обратном направлении. На днях лидер создаваемого движения «За свободу» Александр Милинкевич на встрече с жителями Гомеля заявил, что Европа разочарована действиями оппозиции. По его словам, оппозиционные силы давно дискредитировали себя.

Между тем техническая миссия Совета Евросоюза, которая 16 декабря посетит Минск с кратким визитом, проведет встречи не только с официальными представителями, но и оппозицией.

Один из планов объединенной оппозиции для выхода из тупиковой ситуации — улучшение собственного имиджа. Принято решение создать координационный совет по внешней политике, который объединит независимых аналитиков и участников общественных инициатив. Они займутся анализом имиджа демократических сил на международной арене, выработкой единых подходов по важнейшим политическим вопросам, а также будут создавать лоббистские структуры за рубежом.

Так, известно, что одной из задач совета станет пиар оппозиции и ее идей. Какие именно идеи и планы будет распространять созданный орган, пока не известно. Отсутствие внятной стратегии характерно, как видим, не только для политики Евросоюза в отношении Беларуси, но и для состояния дел в среде объединенных белорусских демократов.

Сегодня демократическим силам необходимо работать с населением, искать общие позиции и единого кандидата на президентские выборы. Но дальше красивых слов дело не идет, считает Владимир Ровдо, доцент кафедры политологии и социологии ЕГУ (Вильнюс).

По словам политолога, неэффективность деятельности оппозиции не новость — подтвердила ее и недавняя парламентская кампания. Не было единства в решениях, бойкотировать ли выборы, снимать ли кандидатов, идти ли до конца.

«А после выборов ничего нового в оппозиции не произошло», — отмечает политолог. Правда, обсуждается необходимость пиара и корректировки стратегии, принятой на конгрессе в мае 2007 года. Тогда суверенитет страны стал тем вопросом, по которому было решено искать возможности диалога с официальными структурами. Но диалог не сложился.

Не складывается до сих пор и диалог внутри демократических сил. Не все согласны даже с тем, что на выборы президента необходим единый кандидат, отмечает Ровдо.

В качестве первоочередных задач было бы важно закрепить команды активистов за округами, где выдвигались оппозиционные кандидаты, и добиваться декрета президента об отмене контрактной системы, из-за которой граждане боятся сотрудничать с политической оппозицией. Была бы четкая стратегия, мог бы и Запад помочь, говорит Ровдо.

По мнению политолога, основная задача оппозиции сегодня — наладить диалог с населением. «Экономическая ситуация ухудшается, заводы работают неполную рабочую неделю. Обществу надо показать, что власть ведет его в тупик. Но оппозиция не готова предложить альтернативу», — считает Ровдо.

Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич согласен с коллегой — новые условия, прямой диалог Минска и Брюсселя вынуждают переориентировать деятельность на внутреннее политическое поле, сменить тактику в переговорах с европейскими партнерами.

Кое-что делается. Так, властям был предложен альтернативный план выхода из кризиса, Брюсселю — перечень первоочередных условий для Минска. «Но программ мало, нужны действия», — подчеркивает политолог.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева